Что происходило в российском Ржеве на самом деле? И как страна готовилась встретить свой главный праздник – в стенах Дворца Независимости и вне его? Такое можно отрепетировать! Неофициальная хроника.
Военный аэродром Мачулищи. Отсюда мы ещё не стартовали. Предполётную подготовку проходит Ми-8 – военный транспортный вертолёт. Обычно его используют для огневых или поисково-спасательных операций. Но в этот раз десантироваться предстоит журналистам.
- Доброе утро! Александр Михалыч, я так понимаю, вы сегодня командир нашего корабля. Как погода?
Александр Рыжковский, старший инспектор-лётчик:
- Погода не совсем простая, но лётная. Наши вертолёты всепогодные и экипажи подготовленные.-Трясти будет сильно?
- Нет, это один из новых вертолётов. Здесь установлены антивибрационные системы. Трясти не должно, но вы должны представлять: это всё-таки вертолёт. Отличается от наземных видов транспорта.
- Тогда мягкой нам всем посадки.
- Да, и вам приятных ощущений в полёте
Улыбка полковника Рыжковского вселит оптимизм. Но, если честно, страшно представить, как тогда трясёт в вертолётах постарше. Наш «пассажирский лайнер» держит курс на российский Ржев. В предварительном графике Президента значилась другая командировка, но планы на то и планы, чтобы их менять.
Погода меняется быстро. А пересечения границ в небе никак не ощутить. Пока к торжественной церемонии мы готовились в воздухе, все уже в готовности номер один на земле. Пора спускаться с небес на землю.
Не успеем глотнуть ржевского воздуха, как прямо над нашими головами закрутятся лопасти первого борта. Тут уж и в самом деле неважно, что прилетел он вторым.
Какое-то мгновение – и мы уже в кортеже. События будут развиваться столь стремительно, что даже наш оператор еле успевает снимать. Но в кадрах официальной хроники – медленный и торжественный церемониал.
25-метровый солдат вызывает одновременно и восторг, и ужас. На журавлиных крыльях его возносят к небесам, куда во времена сражений под Ржевом отправились больше 1 300 000 солдат. Они думали, что стоят за свой город, за окрестные деревни, но стали живым щитом для Москвы. Это немыслимое количество жертв оценят по-разному. Владимир Путин будет говорить о том, что не допустит фальсификаций. Александр Лукашенко – о том, зачем вообще всё это нужно.
Из особенностей же самой церемонии – жуткий ветер, что местами будет буквально укутывать солдат в знамёна, и социальная дистанция на трибунах. Нет, для кого-то ещё станет новостью отсутствие двусторонней встречи президентов. Но посмотрите внимательно: Лукашенко и Путин всё время что-то обсуждают. Если собрать все моменты, выйдет вполне себе небольшая «двусторонка». Забрав с собой всё самое ценное, летим домой, пробыв в Ржеве без малого два часа.
Не боевые медали, но из того же металла. Грядёт государственный праздник. Это верная примета – во Дворце будут награждать. С прошлого награждения прошло четыре месяца, так что не лишним будет порепетировать.
Отрепетируют не только благодарственные речи счастливых обладателей наград, но и подачу шампанского. В невидимых пока бокалах. Как мы позже подсмотрим – «Советское». Церемония пойдёт по накатанной, как и десятки ей предшествовавших. Пока за наградой (орденом Отечества II степени – на секундочку) не выйдет он.
Григорий Алексеевич решит сказать не по написанному, а от души. Чем вызовет восторг и зала, и Президента.
Александр Лукашенко расчувствуется – среди награждённых как-то много людей в почтенном возрасте. И уже за бокалом того самого «сухого» скажет: вот на кого равняться стоит всей стране.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы – те, кто формируют мнение в нашей стране. А так я посмотрел в интернете – таких уже много появилось, мнение формирующих. Вы настоящие люди, которые формируют мнение, и должны это делать ради нашей земли, ради нашей страны».
Так кто же тот самый «крепкий хозяйственник» с двумя орденами? Выяснится, он больше 40 лет руководит хозяйством в полесской глубинке. Таких трое на всю страну.
- За третьим придёте?
Григорий Демко, директор сельскохозяйственного кооператива «Федорский»:
- Приду, я же пообещал Президенту. Главное, чтобы Боженька продлил жизнь. Всё-таки 74 года – это возраст.
- На пенсию не подумывали?
- Неа. Так влюбился в эту профессию. 43 года можно разве без любви прожить?
- Нет.
- Нет.
Вот уж действительно – таких героев страна должна знать в лицо.
Но всё это, конечно, подготовка к тому самому дню. Только вот за два часа до начала площадь Победы накроет дождь. По классике – сошлись вода и пламя. Дабы не подмокла репутация организаторов, придётся спешно наводить праздничный вид.
- Утренний дождь подпортил нервы?
Божена Нюшкова, главный режиссёр шествия:
- Ну, не могу сказать, потому что во время репетиций у нас были ситуации, когда был дождь. Все были к этому готовы.
То дождь, то палящее солнце – а как же тогда дались репетиции самым маленьким участникам Дня Независимости?
- Вчера долго.
- Сколько примерно?
- Не знаю.
- Устала?
- Первый раз устала, а второй раз нет, продержалась.
- Боец!
- Пять часов минимум.
- И как ты выдержала?
- Ну, как-то пришлось.
Но, похоже, от усталости не осталось и следа. Именно с помощью маленьких героев организаторы решили наполнить церемонию символизмом, показав связь поколений. Ветераны – завоеватели независимости – и преемники, которые не предадут.
Впрочем, есть вещи, которые не нуждаются в объяснении. Тут либо чувствуешь, либо нет. Быть патриотом не заставишь. Но всех, для кого независимость и суверенитет не пустой звук, Президент призывает взять ответственность за общее завтра.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Современный мир становится все сложнее и опаснее, и сегодня многие задаются вопросом: что будет завтра? Ответ прост. Наше будущее зависит только от нас самих. Никто не в состоянии извне поколебать ту стабильность и независимость, которая сегодня в Беларуси. Только мы можем вершить судьбу своего народа на этой земле. Всё зависит только от нас».
За абстрактными, казалось бы, понятиями – реальные люди. Именно народ – движущая сила, мощь государства. По-другому это не работает.
Анжелика Маршалова:
- Глава государства так рядом, так близко, так приятно.
- А лучше в жизни или по телевизору?
- Мне кажется, везде хорошо.
- Обаял, вижу, что обаял.
- Да.
Словом, предыстория у Дня Независимости драматичная, обстановка торжественная, а настроение – да вы и сами всё видели.
Казалось бы, событий достаточно для одного дня. Но нет. Во Дворце намечена встреча – на 21:00. Так поздно Президент ещё ни с кем не встречался.
Из Москвы (на своём, разумеется, самолёте) прилетел Герман Греф. Даже если вы не интересуетесь банковским делом и не почитываете в свободное время Forbes, его имя, наверняка, покажется знакомым. Греф руководит одним из крупнейших банков России. Приехал – сейчас будет неожиданно – открывать фонтан.
- День Независимости. Фонтан готов, как и обещали, но только ли по этому поводу вы в Минске?
Герман Греф, председатель правления Сбербанка России:
- Главный повод – праздник, конечно. И мы договаривались с Президентом год назад, что мы совместно сделаем подарок минчанам. Конечно, как всегда, есть деловая повестка.
- Насколько я знаю, речь идёт о выделении довольно большого кредита на выгодных условиях. Раскройте подробности.
- Пока нечего раскрывать. Банки никогда не раскрывают детали обсуждения со своим клиентом.
- Деньги любят тишину – вы об этом?
- И клиенты любят приватность.
Греф будет ловко уходить от ответов. Но мы-то знаем, что предварительная сумма – полмиллиарда долларов. Так что если на каждый товар находится свой покупатель, то на каждый кредит – свой получатель.
Александр Лукашенко тёплого отношения к Герману Грефу не скрывает. Симпатии эти, что называется, не на пустом месте. Сбербанк – один из крупнейших иностранных инвесторов. Но лишних денег, как известно, не бывает.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Очень много у нас появилось проектов на следующую пятилетку. Если Сбербанк готов участвовать в этом большом деле, буду только рад приветствовать вас в финансировании больших объёмов нашей экономики».
А Греф и сам фонтанирует идеями. В беседах тет-а-тет частенько предлагает Президенту что-то новенькое. Плавучий фонтан – как раз из таких. К тому времени начнёт темнеть, но это к лучшему. На берегах Свислочи яблоку негде упасть. Можно, конечно, сыпать цифрами – струи, метры, миллионы (долларов, естественно), но зачем? Лучше ведь просто один раз увидеть.
Согласитесь, красивое окончание Дня Независимости, да и в целом недели. И пусть время нынче непростое – важно ведь просто уметь ценить момент.
Подписывайтесь на нас в Telegram