​Достаточно одной таблетки?

В пятницу Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил предприятие «Минскинтеркапс», где шла речь не только о развитии фармацевтики.

В пятницу Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил предприятие «Минскинтеркапс», где шла речь не только о развитии фармацевтики. Поставлена задача сделать доступными цены при сохранении хорошего качества. Тогда и белорусы будут довольны, и прибыль от экспорта будет. Наш корреспондент Анна Пыж всё рассчитала.

Красные, жёлтые, коричневые. Кажется, на бегущие по конвейеру таблетки можно смотреть вечно. А что внутри? Всего-то атомы, связанные в молекулы. Говорят, установление их точного порядка – одно из самых интересных занятий в работе химика. Если секрет раскрыт, воспроизвести формулу – детская задачка для тех, кто работает в химии лекарств.

Если серьёзно, отличить копию от оригинала почти невозможно, но лишь в том случае, если аналог высокотехнологичен. Именно этим занимаются на большинстве белорусских фармпредприятий. Вот как это работает. В стране «X» тратят годы и миллионы долларов на разработку и испытание лекарства. Безопасно? Эффективно? Значит, на него действует патент или даже несколько. На всё – 20 лет.

Александр Матюшёнок, начальник управления инновационного развития предприятия «Минскинтеркапс»: «Мы внимательно отслеживаем сроки истечения патентов и, как правило, начинаем разработку за несколько лет до истечения патента. Чтобы к тому моменту, когда патент истекает, мы уже могли выйти на рынок. Мы должны быть не лучше оригинального препарата, но и не хуже. То есть мы должны быть точно такими же».

Копия оригинального препарата – это дженерик. Его качество во многом зависит от качества субстанции. И это – первый этап контроля на белорусских предприятиях. К примеру, «Минскинтеркапс» 70% субстанций закупает в Евросоюзе. Есть ещё Штаты, Корея и даже Япония. Отсюда вопрос: «А если поехать, скажем, на европейский завод, найдём десять отличий?».

Наталья Слесарева, заместитель директора по качеству предприятия «Минскинтеркапс»: «Я думаю, что сейчас вы вряд ли увидите большое отличие, потому что новое производство отвечает всем современным требованиям».

Соблюдение всех технологических нюансов – гарант безопасности лекарства. Но вдруг вы сейчас задумались, почему Беларусь практически не производит субстанции? Да потому что это токсичное производство, которое большинство фармацевтических гигантов по всему миру выносят в Индию и Китай. Свои плюсы есть и для этих стран. Та же Индия импортирует всего 2% субстанций. Однако минусы от токсичности Беларуси кажутся куда весомее. Отсюда высокая концентрация дженериков на белорусских предприятиях.

Несколько лет назад расширение их производства Президент сделал задачей государственной важности. Ведь отследить и проверить всё, что ввозят в страну, мягко говоря, непросто. Новый производственный комплекс для «Минскинтеркапса» – это только один из трёх десятков инвестпроектов для полного обновления фармацевтической отрасли.

На этот год намечено ещё пять, но результат уже солидный. Отечественные препараты отвоевали больше половины рынка (в стоимостном выражении). При этом их цена ниже аналогов порой в 15 раз. 80% белорусских лекарств стоят до десяти рублей. Дальше – больше. Снижать цены пришлось и зарубежным производителям.

Валерий Малашко, министр здравоохранения Беларуси: «Произошло снижение от 10% до 70%, но не только уговорами мы работали. Мы организовывали производство аналогов лекарственных препаратов, когда мы получали отечественный аналог, то сразу же происходило снижение цены зарубежного препарата».

И всё же почему импортные лекарства такие дорогие? Конечно, в цену оригинального препарата заложена оплата высокоинтеллектуального труда разработчика, цена субстанции… Однако только ли это? Парадокс в том, что себестоимости зарубежного препарата никто не знает. Производители предпочитают это не разглашать. Известна лишь цена на границе. Но в ней может быть спрятано всё что угодно. В том числе маржа посредников.

Конечно, просто отказаться от импорта Беларусь не может, но должна усилить за ним контроль, уверен Александр Лукашенко. Тем более что импортные закупки на 70% оплачивает бюджет.

Впервые в стране произвели лекарств за год на миллиард рублей. Это порядка 500 миллионов долларов. Добавить 150 миллионов выручки от экспорта, и выходит вполне себе самодостаточная отрасль. Однако сегодня этого уже мало. Президент ставит задачу: удерживая позиции на внутреннем рынке, наращивать экспорт. Пример всё того же «Минскинтеркапса» показателен. В списке заказчиков два десятка стран. И это уже давно не только ближайшее окружение. Вьетнам, Монголия, Ливия, Ирак.

Андрей Шидловский, начальник управления маркетинга и организации продаж предприятия «Минскинтеркапс»: «Резервы десятимиллионной страны ограничены, тот же Вьетнам – 90 миллионов населения. Достойное качество по адекватной цене. На всех рынках это работает. В том числе и в Беларуси потребитель голосует рублём».

И вот голосование, пожалуй, самое беспристрастное. Судите сами.

Говорят, что если не видно разницы, зачем платить больше? Но насколько больше? Сейчас попробуем посчитать.

– Здравствуйте. Сезон мокрый, я думаю, что все приходят с одним запросом: «Дайте что-нибудь от простуды». Дайте что-нибудь от простуды – белорусское и импортное.

– Хорошо. Какие симптомы? Насморк, кашель, температура?

– Стандартный набор.

Для чистоты эксперимента провизор подбирает препараты-аналоги – с одинаковым действующим веществом.

Могу предложить из импортного неплохого состава «Терафлю» и как вариант с тем же составом белорусский – «Орвикол».

– 15 рублей и белорусский 6,40. Запомнили.

Белорусские капли от насморка стоят всего два рубля. Если простуда в самом начале, посчитаем противовирусные препараты.

Упаковочка «Гроприносина» – это где-то неделя приёма. Стоит 29,95. Либо же с тем же действующим веществом вот такой «Иммунобекс» «Минскинтеркапс».

То же количество. Тот же курс. Добавим пару препаратов от кашля. Оба на слуху. Но цена отличается разительно. И можем считать. Начинаем с импортных лекарств…

– 64,5 рубля. Запомнили. Да, серьёзная сумма.

А вот потребкорзина из белорусских препаратов обойдётся в 24 рубля. Разница? А разница очевидна.

Разница 40 рублей на типичной простуде. Получается, что болеть дорого в любом случае, но болеть с белорусскими препаратами будет гораздо дешевле.

И это, кажется, тот случай, когда призыв «Купляйце беларускае» действительно сработал. А вообще, в прошлом году Всемирная организация здравоохранения инициировала проведение форума по справедливому ценообразованию на лекарства, подчёркивая, что проблема нехватки лекарств и их дороговизны глобальна. И если на этой карте тотальной недолеченности не значится Беларусь, это, конечно, большая победа тех, кто когда-то поверил, что предубеждение против дженериков можно победить – достаточно одной таблетки.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж