Донорская кровь детей для фашистских солдат! Беларусь продолжает открывать трагические страницы истории. Новый жуткий факт геноцида расследуют и восстанавливают вместе прокуроры, жители Лидского района и сенаторы. По воспоминаниям очевидцев, в одной из школ возле Лиды в годы Великой Отечественной войны фашисты разместили концлагерь для детей – содержали в нечеловеческих условиях и использовали в качестве доноров.
Небольшая деревенька Спорковщина вдоль оживленной трассы. Сейчас здесь два десятка жителей. Рассказывая о своих краях, как Тереса Парфенчик, практически каждый вспоминает историю местной школы. Это полузаброшенное здание хранит память не только о звонках, уроках и шумных переменах. Видело оно и страшные детские страдания. В годы войны фашисты разместили здесь концентрационный лагерь. Практически все его узники – дети.
Прямых свидетелей этой истории практически не осталось. О детском концлагере Владимиру Иванову рассказывала бабушка. Ее вместе с пятью детьми, младшему из которых было 2,5 года, фашисты гнали много сотен километров из Смоленской области. Остановились в Лидском районе, четверых детей отобрали. Сведения о них женщина выменяла у полицая на серьги. Ей разрешили работать кухаркой в Спорковской школе, где помимо ее детей на нарах ютились многие другие. Вместе с надзирателями здесь был и врач. Но вовсе не для того, чтобы следить за здоровьем.
Владимир Иванов: «Этот врач у детей постоянно брал кровь, проверял группу и отпускал. Но потом, как приходила из Лиды машина, брала ребенка и везла в Лиду – назад этого ребенка уже не привозили. И, говорит, я уже смотрела, когда шла машина – кричала детям. И кто мог – прятались под нары, ну, а там уже забирали тех, кто не успел спрятаться и увозили в Лиду».
Санитарная машина смерти приезжала каждое утро. Но гибли и те, кто оставался в школе. Голод, холод и болезни. А немощные дети фашистам были не нужны.
Страшная страница летописи Лидского района была близка к забвению, если бы не эта статья в пожелтевшей подшивке местной газеты. 16 лет назад историю концлагеря в Спорковщине со слов прямых очевидцев описала журналистка Светлана Толмачева. Статья сохранилась не только в редакции, но и у одного из местных жителей. С просьбой о помощи – восстановить историю, он обратился в Совет Республики и местную прокуратуру.
Екатерина Серафинович, член Совета Республики, и. о. директора-главного редактора редакции «ЛидаМедиаКомпании»: «У нас на территории нашего района есть деревня Лесники, которая была сожжена в годы Великой Отечественной войны в 1942 году вместе с жителями. Но это уже установленный факт, о них люди знают, а данная история не имеет вот такого официального подтверждения, и говорят об этом еще немного, но благодаря тому, что человек проявил такую неравнодушную позицию, об этом уже общественность услышала».
Детский концлагерь в Спорковщине – лишь один жуткий эпизод. Только на территории Гродненской области в годы оккупации фашисты организовали 40 гетто и 7 тюрем. Со Спорковским делом уже проведена большая работа. Опрошены свидетели, по крупицам устанавливаются факты.
Александр Седач, старший прокурор отдела прокуратуры Гродненской области: «Лагерь был создан в 1943 году и просуществовал до освобождения территории Красной Армией. Известно, что в этом лагере содержались дети и также беженцы. Известно, что их свозили с территории Российской Федерации, Смоленской области и также стран Прибалтики. В настоящее время устанавливаются места захоронения граждан, которые содержались в этом лагере».
Всего прокуратурой Гродненской области установлено шесть новых мест массового уничтожения мирных граждан – в Гродненском, Лидском, Новогрудском, Щучинском, Дятловском, Волковысском районах – только за последний год. По этим делам изучены сотни архивных документов, допрошены около полутора тысяч свидетелей и узников концлагерей. Лишь в расследовании преступлений армии Крайовой установили тысячу жертв и 900 фактов преступлений. Привлечь к ответственности удастся не всех преступников, многих уже нет в живых, но восстановить историю для белорусов – дело чести.
Подписывайтесь на нас в Telegram