Долгострои. Не сказать, что это массовая проблема. С 2014 года только в столице количество долгостроев сократилось втрое. Тем не менее дома со сверхнормативными сроками строительства всё ещё есть. И, кстати, в подавляющем большинстве это объекты коммерческих застройщиков. Это не значит, что все они недобросовестные, но факт остаётся фактом: кто-то из частников просто не в состоянии оценить свои силы и средства. А решать проблему и сглаживать острые углы в итоге приходится государству.
Сдерживать эмоции всё труднее. И неудивительно: должны были стать соседями – стали друзьями по несчастью. Все их истории как под копирку. Решили строиться, изучили рынок недвижимости, приглянулся жилой комплекс «Грушевский посад». Купили облигации у застройщика – и, казалось, жди срока сдачи и мечтай о ремонте, но стройка замерла.
Алексей Кудин: «Многие люди живут на съемных квартирах, у нас есть чаты, где люди просто плачут, распадаются семьи из-за этого. Мы хотим закончить это. Мы хотим обратить внимание на нашу проблему, чтобы на самом высшем уровне нам помогли. Помогите нам получить наши квартиры! Мы ждем три года».
Заказчик объекта – компания «Жилстройкомплект». Именно она и продавала облигации людям и строила здание. Дом состоит из четырех секций. Две из них готовы на 90%, третья – максимум на 40%, четвертую строить так и не начали. И уже год на площадке ни малейшего движения. Несостоявшихся новоселов сотни. Когда все сроки сдачи прошли, люди начали обращаться во всевозможные инстанции.
Василий Ольгин: «У меня есть обращение к “Жилстройкомплект” (мои письма, на которые мне так и не ответили), также есть обращения в администрацию Московского района, Мингорисполком, в Госэкспертизу, Совмин и прочие организации. Сейчас по факту получается, что мы оказались у разбитого корыта: не имеем ни квадратных метров, ни денег, ни ответов».
Все, как один, говорят: прежде, чем ввязываться в строительство, застройщика проверили. Репутация сомнений не вызвала. Сейчас же представители организации, а она еще не ликвидирована, контактов с клиентами всячески стараются избегать.
Василий Ольгин: «Волох, по словам соседей, находится за границей и кормит нас завтраками. То: у меня будет кредит – я вас дострою, – то: будет инвестор – я вас дострою. Волох Илья Павлович – это директор “Жилстройкомплекта”».
Единственное, что людей сейчас обнадёживает, – к решению вопроса активно подключились столичные власти. Деньги у людей, конечно, брали не чиновники, но проблема теперь общая.
Ирина Гонтарева, председатель Комитета строительства и инвестиций Минского горисполкома: «В целях защиты интересов граждан Мингорисполкомом в адрес правоохранительных органов было направлено обращение с целью проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности данной организации на предмет целевого использования денежных средств граждан. По результатам данной проверки будет принято решение о завершении строительства данного объекта».
Строительство этого дома завершится. В этом сомнений нет. Но цена?! Как минимум – нервы и деньги. Да и сколько времени «полуфабрикат» будет портить облик столицы, пока не известно. А ведь было бы долевое строительство, а не покупка облигаций, проблема не возникла бы вовсе. Ведь дольщики вносят деньги на специальные счета. Потратить их, кроме как на возведение дома, невозможно. С облигациями схема другая – законом не запрещено заказчику использовать их, к примеру, на строительство не вашего, а соседнего дома, за который взялись намного раньше.
У еще одной похожей истории уже хэппи-энд. Как это удалось? Путь действительно был непростой и долгий. А проблема та же – облигации купили, а дом в жилом комплексе «Аркадия» не достроен. История достаточно нашумевшая. Сотни людей оказались обманутыми. Застройщик заявил: денег нет! Потом обещания и годы ожидания, но стройка с места так и не сдвинулась. Вмешался Госконтроль. После проверки оказалось: часть средств, которые поступили от облигаций, просто-напросто потрачены. Давние дыры залатали, проблемы насущные остались. Завели уголовное дело. Руководитель компании-заказчика пошёл под суд. Людей в беде не оставили.
Вера Мацулевич, начальник управления Комитета госконтроля Беларуси: «Тогда было выработано, наверное, единственно правильное решение – принятие указа Главы государства №430 в ноябре 2018 года . Этот указ предусматривал замену прежде всего застройщика, застройщиком стал УКС Советского района, замена проектировщика и подрядной организации. Для того, чтобы строить без срывов, ритмично УКСу была предоставлена бюджетная ссуда в размере 30 миллионов рублей, поэтому процесс достройки домов был запущен».
В итоге 240 семей вот-вот станут счастливыми новоселами. Долгострой передали государственному застройщику неспроста. Практика показывает – так надежнее. В таких организациях жёсткий контроль финансовой деятельности. И, как показывает практика, за коллегами-частниками доводить стройки до ума приходится не впервые.
Валерий Минченков, директор предприятия УКС Советского района: «В предыдущие годы мы завершили строительство одного из первых долгостроев в Минске – это объект “Волынь”. Мы с этой задаче справились довольно-таки успешно».
И всё же эта история еще не завершилась. Это еще один дом комплекса «Аркадия». Ключей от квартир в нем сейчас ожидают 400 семей.
Дмитрий Сивец работал еще у предыдущего частного застройщика. Все острые углы многоэтажки знает. И его опыт пригодился. Дом непростой. Хоть и называют его «стена», но стоит буквой Г. А еще высокий – 75 метров, плюс стенобатная часть и подземный технический этаж. Проектную документацию приходилось корректировать несколько раз. Всё же уверен: к июлю 2021-го успеют.
Дмитрий Сивец, заместитель главного инженера предприятия УКС Советского района: «Я по своей сущности строитель в душе и в сердце. Хотелось бы завершить начатое – тот труд, который вложили люди, хотелось бы, чтобы он ожил…»
Конечно, проблема долгостроев сейчас стоит не так остро, как лет 10 назад. Еще в 2013-м в Минске было 30 проблемных домов, а сверхнормативных (это когда сроки ввода в эксплуатации затягиваются не на годы, а только на месяцы) еще больше. А это не сотни, а тысячи судеб людей, который просто хотят крыши на головой. Тогда руководство страны взяло на жесткий контроль ситуацию с «долгостроями». Сегодня проблемные дома, скорее, явление точечное. Систему выстраивали годами, по кирпичику. К примеру, сегодня застройщики получают землю с аукциона. Не просто пришел – дайте мне, я построю дом, а на самом деле за душой ничего нет. Состоятельность нужно доказать. Плюс обязательный договор с горисполкомом, он – основание для санкций в случае срыва сроков.
Екатерина Усенкова, начальник отдела жилищного строительства Управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси: «У нас наблюдается положительная тенденция: количество сверхнормативных жилых домов снижается. Для сравнения: таких жилых домов было 40, в настоящее время имеется 24 сверхнормативных жилых дома в Беларуси».
В прошлом году Президент поручил руководителям исполкомов каждый проблемный дом взять на личный контроль. И это работает.
Могилёвская область
Годами накопленные сбережения, длительное ожидание, и вот она – перспектива собственных квадратов. 10-этажка в новом микрорайоне Бобруйска. По проекту – детская игровая площадка, садик и школа в шаговой доступности. Семья Шевченко в долевое строительство вступила первой не раздумывая. Регулярно ездили на стройплощадку, мечтали, как обустроят детскую. Но стройка замерла ещё на старте. Котлован, сваи и долгая тишина.
Евгений Шевченко, житель Бобруйска: «Всегда остаётся в мыслях, что у нас правовое государство и нас не оставят без жилья и денег».
И не оставили. Городские и областные власти внимательно изучили историю застройщика. Оказалось, столичная частная фирма взяла на себя обязательства, не имея должного опыта в сфере возведения жилья.
Александр Окулич, начальник отдела строительства Бобруйского горисполкома: «До настоящего момента их разыскивают органы прокуратуры. У них большая задолженность перед организациями города Бобруйска. Скажем так: дом построили, но эхо ещё будет витать долгие годы».
Правда, вместо десяти получился 7-этажным. Ну, хоть так, – шутят новосёлы. Главное, что каждый из дольщиков всё же получил здесь прописку. Наталья и Евгений в новой квартире ещё доделывают ремонт. Благо, у главы семейства большой опыт в строительной сфере. И на фоне пережитых трудностей эти хлопоты называют даже приятными.
Подписывайтесь на нас в Telegram