Добыча нефти: как происходит разведка, кто в лидерах и какой запах у «черного золота»?

 Характер, крепкое здоровье и выносливость – это про бурильщиков 

Добыча нефти: как происходит разведка, кто в лидерах и какой запах у «черного золота»?

Нефть – важнейший стратегический ресурс. Беларусь, которая имеет высокие позиции в рейтинге нефтеперерабатывающих стран – а это тоже весомое геополитическое преимущество и аргумент, – сама не богата углеводородным сырьем, а нефтяные пласты порой залегают так глубоко, что их добыча может стать по-настоящему «золотой». Но «черное золото» мы все же ищем, находим и добываем, и, кстати, не только на своей территории, но и в Сибири.


А вот самая глубокая скважина, когда-либо пробуренная нефтяниками в Беларуси, имеет глубину – 6755 метров. Для сравнения, всего на километр больше проспект Дзержинского в столице, который начинается в центре города и заканчивается у Минской кольцевой. На бурение такой скважины ушел 901 день. Но это рекорды. А вот как выглядит ежедневная рутина белорусских нефтяников?

У сейсморазведчиков – полная мобилизация. Для тех, кто ищет белорусскую нефть, это очередная сложная вахта. Масштабные геологоразведочные работы – это целая серия последовательных действий. А начинаются поиски нефти с точной разметки территории. Под каждым колышком закапывают специальные датчики. Они будут принимать сигнал из-под земли. Следом тянется линия с сейсмоприемниками. Когда все готово, бурится глубокая скважина, которую наполняют водой. Если нефть здесь и есть, то на очень большой глубине. Вплоть до 5 километров. Но легких путей здесь и не ищут. В скважину помещают взрывчатку. А территория наглухо закрывается от посторонних.

Это Майско-Макеевско-Днепровская площадь. Пересечение сразу трех районов – Гомельского, Речицкого и Лоевского. Самый большой участок 3D-сейсморазведки в истории белорусской нефтянки – более 1200 квадратных километров. Интерес к этому отрезку Припятского прогиба был всегда. Но работы откладывались из-за сложной географии. С появлением технологических новинок этот вызов все же решили принять – направление становится одним из главных для нефтяной отрасли. 

Все вибрирует, гремит, крутится – неподготовленному здесь не место. Характер, крепкое здоровье и выносливость. Это про бурильщиков. Их неспроста называют укротителями сложнейшего оборудования. Задача – сначала добраться до нефти, а затем проложить будущий маршрут, по которому сырье будет подниматься наверх.

В то же время эра так называемой «легкой» нефти позади: почти все белорусское «черное золото» сегодня – это трудноизвлекаемые запасы. Поэтому отрасли не обойтись без передовых методов. Это и разные виды бурения, и кластерный многостадийный гидроразрыв пласта. Когда плотный слой не позволяет углеводородам выйти наружу, в скважину закачивают специальную смесь – и под давлением она буквально разрывает породу изнутри. Новая технология способна «оживлять» даже старые «умирающие» скважины.

После отъезда бригады бурильщиков на скважине устанавливают станок-качалку и начинается добыча нефти. В стране около 100 открытых месторождений. Половина находится в разработке. При этом фонд насчитывает более тысячи скважин. 

Белорусская нефть имеет низкий удельный вес и почти не содержит серы. Это только повышает ее рейтинги в международной классификации. В 2023-м, по прогнозам, в стране будет добыто 1 млн 850 тыс. тонн углеводородов – это самая высокая цифра за последние 20 лет. Успехи связывают, в том числе, с запуском новой интеллектуальной системы «Цифровое месторождение». Она позволяет в онлайн-режиме следить за изменениями на любом из объектов на нефтяной карте и быстро принимать эффективные решения.

В условиях глобального кризиса и сильнейшего санкционного давления энергетический потенциал государства становится одним из главных драйверов экономического роста.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Максим Вечерков
География:
Беларусь