«До сих пор ждем, что они вернутся!» История летчиков-героев, которые ценой жизни спасли Барановичи

«До сих пор ждем, что они вернутся!» История летчиков-героев, которые ценой жизни спасли Барановичи

На этой неделе двумя Героями Беларуси стало больше. Президент подписал указ о присвоении этих званий летчикам Андрею Ничипорчику и Никите Куконенко. Увы, посмертно. 19 мая во время учебно-тренировочного полета на борту Як-130 возникла аварийная ситуация. Буквально за минуту экипажу удалось найти крошечный участок земли среди жилых домов в Барановичах и направить туда свой самолет. Только команда катапультироваться осталась невыполненной, сами летчики погибли. 

Вот уже два месяца по субботам мы рассказываем об удивительных белорусах, истории которых становятся примером для каждого из нас. И сегодня будет особенный выпуск. О том, как много стоит за подвигом двух хороших людей, которых с нами больше нет.


Красивая и счастливая семья из Барановичей. Год назад они переехали в свой дом, о котором мечтали… Тимур захотел рыбок, а маленькая Каролина ещё не решила. Над их уютным миром часто летают самолёты. В городе дислоцируется авиабаза, и за учебными полётами здесь привыкли наблюдать. Но 19 мая они впервые видели то, что не должно было случиться. Где-то над их домами полёт прервался…

«Услышала свист, пригнулась посмотреть. Самолёт летел, даже я не могу сказать, с какой стороны – просто носом вниз. Я первое время думала, что он сейчас вырулит, наверное, какой-то манёвр делает, но не вырулил… В землю вошёл сразу – облако огня дыма. Может быть, сейчас эмоционально ещё и сложнее, потому что в тот момент – стресс, что делать, кому звонить… А потом, когда проходит время, ты начинаешь осознавать всё, что произошло. Что могло бы быть…» 

На то, чтобы понять, что может случиться, у экипажа Як-130 было не больше минуты. Когда отказала система управления, десять раз звучала команда покинуть борт. Но если бы самолёт упал хоть на несколько метров левее или правее – это бы точно был жилой дом.

Михаил Павловский, старший лётчик учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы: «С Никитой вместе учились в кадетском училище в Полоцке. Я еще помню его. Бегал такой маленький, рыженький. Что запомнилось – постоянно улыбка на лице была. Я даже удивлялся, как можно к какой-то ситуации подойти с улыбкой».

Вот, кажется, совсем недавно во время съёмки их эскадрильи Никита Куконенко тоже улыбался практически в каждом кадре. Здесь ещё они все вместе, молодые пилоты, когда-то мечтавшие о небе, уже умеют оберегать его над родной страной. Им немного за 20, но серьёзно относятся к любой учебной задаче, стремятся совершенствовать мастерство с теми, кто давно и уверенно покоряет высоту. Таким был и лётчик первого класса Андрей Ничипорчик.

Андрей Мазуренко, старший лётчик учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы: «С Андреем Владимировичем с 2018 года и на протяжении всего времени плотно общались, а он опытный летчик. Много рассказывал, шутил. Как что-то происходит – вспоминаешь или Андрея, или Никиту. Само по себе вспоминается. Пустовато стало в эскадрильи после того, как их не стало… Кусочек души ушел вместе с ними». 

Михаил Павловский, старший лётчик учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы: «Стол, где сидели Никита, Андрей Владимирович, никем не занят. Как будто мы до сих пор ждем, что они вернутся и сядут за эти места». 

Взлетать, сражаясь, побеждать. Под таким девизом Лидской 116-й штурмовой авиабазы практически каждый день от земли отрываются военно-учебные самолёты. А за их штурвалами сидят белорусы, которые нашли своё призвание в защите неба Родины. Несколько месяцев после трагедии здесь было тихо… 11 самолётов Як-130 и их молодые пилоты ждали, пока станет понятно, что случилось с 12-м. Отказ системы управления. Крайне редко, но во всём мире такие трагедии, к сожалению, случаются. И сколько силы духа нужно молодым ребятам из той самой эскадрильи, чтобы полностью осознавать произошедшее. Доверять уже родному Як-130, подниматься в небо самому и теперь летать ещё за двоих.

Андрей Мазуренко, старший лётчик учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы: «Летать – это как смысл жизни. Я даже себе не представляю, как это, уйти… От этого никто не застрахован. Каждый, кто выбрал профессию летчика, изначально об этом думал, что может в любой момент что-то произойти. Два ангела следят за нами. Помогают».

Михаил Павловский, старший лётчик учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы: «Мысль уйти из профессии не посещала. Наоборот, хочется служить еще дальше, как можно больше полетать. Достигнуть мастерства, которым владел Андрей Владимирович. Он был классным летчиком и подавал пример остальным».

Эдуард Жмакин, военный летчик 1-го класса 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы: «В наших документах прописано: окончательное решение на катапультирование принимает командир экипажа. Но нужно понимать, что в кабине сидят не бездушные лица, а люди, которые оценивают обстановку. Наши герои оценили обстановку именно таким образом, чтобы увести самолёт. А психологически каждый военнослужащий должен быть готов отдать свою жизнь ради мира и спокойствия на земле».

Говорят, что герои не умирают. И пока в небе их дело продолжают те, кто будет помнить о них всегда, на земле живут люди, чью любовь к погибшим героям невозможно передать словами. Родители, жёны, трое детей Андрея Ничипорчика, для которых папа, конечно, всегда был героем. И 19 мая вместе с Никитой Куконенко они разделили огромное небо на двоих, чтобы ценой собственных жизней не дать случиться трагедии в жизни тех, кто всегда с восхищением поднимает голову вверх. И благодарит защитников нашего мира, готовых ради него на всё.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Волковец
География:
Беларусь