Мучительные ожидания. Высокотехнологичные операции по эндопротезированию в Беларуси поставлены на поток. Своей очереди ждут 26 тысяч человек, но до некоторых она не доходит даже через 10 лет. Так кто же крайний?
Немногословно и эмоционально люди описывают свои будни. Многие в таком состоянии находятся не день, не месяц и даже не год. Валентина Фещенко из Узды пыталась справляться с болью, а параллельно и с хозяйством 11 лет.
Неизвестно, сколько бы еще пенсионерка ждала весточки от врачей Минской областной больницы, если бы за дело «длинных очередей» не взялась прокуратура. Ревизоры досконально разобрались, кто за кем. И результаты – в материалах проверки.
Павел Гордынец, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры Минской области: «На протяжении длительного периода времени имели места факты постановки вне очереди на учет граждан на операцию. В том числе не имеющих соответствующих направлений в учреждения здравоохранения. При этом в очереди на протезирование суставов ожидали свыше 5 лет более 900 граждан».
Порой люди так и не узнавали, что пришла их очередь оперироваться. Протезы доставались другим. В списке оправданий у медиков есть и пресловутый человеческий фактор.
Кирилл Чернявский, врач травматолог-ортопед Минской областной клинической больницы: «Мы в какой-то мере надеемся, что пациент нас побеспокоит. Мы отправляем письма. Письма отправляются рутинно, постоянно. Чуть ли не каждый день отправлять, чтобы актуализировать наши очереди, чтобы пациенты к нам приезжали. Может быть, это письмо потерялось».
Из-за бюрократических проволочек забывали о нуждающихся в эндопротезировании и на Могилевщине. Учет там решили возложить на одну больницу, где, собственно, и проводятся все операции такого профиля. Но решение так и осталось на бумаге.
Александр Боровский, прокурор города Могилева: «В ходе прокурорской проверки было установлено, что решение было принято, а исполнено не надлежащим образом».
Свой порядковый номер в очереди на замену сустава Николай Яковчик из Кобрина уже и не помнит. Но уверен: ожидание слишком затянулась. На целых пять лет.
Алексей Бильдейко, начальник отдела прокуратуры Брестской области по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов: «Почти 20% таких операций проведено с нарушением очередности. Установлено, что ряд граждан ожидают очередь проведения операции многие годы. Установлены факты, когда гражданам не выдавали направления на постановку на очередь».
Плановое протезирование на Брестчине проводят в четырех больницах. Медперсонал в двух из них маневрировал людьми, как шахматными фигурами. Притом систематически. Но не всегда это против правил, поясняют травматологи.
Виталий Прокурат, внештатный травматолог Брестской области: «Были внеочередные пациенты, это пациенты с переломом проксимального отдела бедра, это пациенты с асептическим некрозом головки бедренной кости – молодые чаще всего пациенты от 20 до 40 лет, есть еще такое понятие – пациенты с быстро прогрессирующим процессом – тоже трудоспособного возраста».
Но в листах ожидания находили уже прооперированных и даже мертвые души. После проверки общая очередь поредела на полторы тысячи человек.
Вячеслав Демидович, заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов: «В Министерстве здравоохранения актуальных сведений об имеющихся недостатках и нарушений не имелось. Меры к разрешению сложившейся ситуации не принимались. Только в ходе настоящей проверки Министерством инициирован набор студентов на медицинские специальности. Принято решение о повышении квалификации травматологов».
Пока на верхах настраивают резкость в системе, врачи продолжают ежедневные высокотехнологичные операции по эндопротезированию. Спустя 11 лет ожидания очередь все же дошла и до Валентины Фещенко из Узды. Сегодня у пенсионерки появилась возможность ходить без привычной боли.
Подписывайтесь на нас в Telegram