Бизнес по-европейски: эффективные проекты в странах «Восточного партнёрства»

На стендах – россыпь цветов, узоров и размеров. Носки – на любой вкус. Менеджеры не без гордости демонстрируют журналистам результаты своего труда – меньше чем за два года они создали предприятие, которое своим качеством не просто утёрло нос всем конкурентам в регионе, но и практически вышло на европейский рынок.

 Кристина Эргемлидзе, менеджер по продажам: «Наша цель – это Европа. Это то качество, которое может сделать экспорт в Европе.  Нужны ещё сертификаты. Не сложно, но нужно время 3-4 месяца».

Всё автоматизировано – загрузил пряжу, настроил программу, нажал кнопку и машина всё сделает сама – лишь поглядывай. Лучшие итальянские станки, лучшие инструкторы, которые передают знания тем, кто прошёл настоящий отбор на рабочие места с зарплатой в 1200 лари – это почти 500 долларов в месяц.
 
Для Грузии, где даже в крепкие советские годы промышленность была не самой сильной стороной народного хозяйства. Современное текстильное предприятие – это заметное событие для национальной экономики. Его построили при активном содействии европейской инициативы «Восточное Партнёрство», а точнее специальной программы EU4business. Суть её проста – помочь предпринимателю выстроить работу по мировым стандартам.

Георгий Гачечиладзе, генеральный директор текстильной компании (Грузия): «Это огромный рынок, у них неплохие правила и можно просто заимствовать».

Доступ к финансированию, рынкам и знаниям – это три ключевых направления инициативы. Грузия, которая запустила 147 проектов на сумму в 80 миллионов Евро – это хороший пример сотрудничества, говорят в аппарате Восточного партнёрства, но добавляют – и остальные участники инициативы, включая Беларусь, демонстрируют рост заинтересованности.  Вот данные на конец прошлого года: за восемь лет поддержку получили 900 белорусских компаний. 24 миллиона евро – это средства Евросоюза и более 70 миллионов это кредитные ресурсы. Но главный результат – создано почти 4000 новых рабочих мест.

Андреа Викторин, глава представительства Европейского Союза в Беларуси: «Конечно, в каждой стране в любое время есть люди, которые питают иллюзии и хотят лишь быстро получить деньги от грантов. Действительно, иногда малому бизнесу полезен именно небольшой займ, но если у владельцев компаний нет понимания, как развиваться, понимания своего сектора, регулятивной среды, нет бизнес-плана – тогда деньги никогда не принесут пользы. У нас есть много примеров сочетания экспертной и кредитной поддержки. Но всё же в первую очередь мы помогаем компаниям найти специалистов, которые подскажут путь оптимального развития бизнеса. Как получить помощь? Это очень просто – пошаговая инструкция есть на сайте представительства ЕС в Беларуси». 

Белорусские компании, которые воспользовались поддержкой по программе EU4business – из самых разных сфер. Предприятие по разработке систем мониторинга транспорта, разработчик программного обеспечения. Им консультация мировых экспертов помогла развить бизнес из малого в средний. Причём в офисе ЕС в Минске готовы работать даже с совсем небольшими компаниями, развивая, например, сервис по доставке суши. Но есть в портфеле EU4business и сотрудничество с крупными брэндами – так, известный производитель одежды получил от ЕС финансирование на расширение бизнеса, что помогло удвоить экспорт в соседние рынки. А холдинг, который занимается производством оборудования радиационного мониторинга, при поддержке EU4business конкурирует с мировыми гигантами, такими, как Siemens, Fuji и Hitachi.

Людмила Антоновская, учредитель международного холдинга: «Через Европейский банк реконструкции и развития мы получили грант на разработку стратегии и бизнес-плана компании. Также мы получили консультирование по методикам оценки качества продукции. Результатом стал рост выручки на 15%, численность сотрудников при этом выросла на 8%. Это была очень интересная совместная работа». 

В ближайшее время ЕС запустит в Беларуси новый проект объёмом в семь миллионов Евро по экономической поддержке местных инициатив. Речь о сотрудничестве с предпринимателями областного и главное – районного уровней. 

 Йоханнес Ханн, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства: «Укрепление экономики через её развитие и поддержка рыночных возможностей – это один из ключевых приоритетов "Восточного партнёрства". Я не устану повторять – Европейскому Союзу важно иметь сильную экономику по соседству, понимать, что у соседей созданы хорошие условия для жизни. Тогда наша работа имеет смысл». 

Еврокомиссара Йоханнеса Хана называют одним из самых конструктивных политиков кабинета Жан-Клода Юнкера, главы Еврокомиссии. Именно с его именем связывают улучшения отношений между Евросоюзом и его восточными партнёрами.

«Хороша та интеграция, которая приносит пусть небольшой, но конкретный результат». Этот тезис Президента Беларуси, заложенный в основу отношений Минска и Брюсселя, сегодня, судя по всему, является главным у всех участников европейских инициатив.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Операторы:
Дмитрий Лац
География:
Грузия