Диверсии на железной дороге и шпионаж! Сценарий экстремистского движения «Рабочы рух», который провалился. Новые подробности

Диверсии на железной дороге и шпионаж! Сценарий экстремистского движения «Рабочы рух», который провалился.  Новые подробности

Добиться введения санкций для крупнейшего перевозчика страны – Белорусской железной дороги – и совершить ряд диверсий.  И речь не только о блокировке путей. Так называемый «Рабочы рух» готовил сразу несколько сценариев. Под видом борьбы за права работников из-за границы создавалась сеть ячеек на предприятии, через которые собиралась информация. «Беглой» оппозиции удалось создать несколько ячеек. Некоторые участники задержаны, сейчас находятся в СИЗО КГБ. О мотивах и последствиях – в нашем спецрепортаже. 


Железная дорога – одно из крупнейших предприятий страны. Почти все товары, выпущенные в стране, а особенно важные составляющие экспорта, перевозятся железной дорогой. Через Беларусь проходят важные перевозки между Востоком и Западом. И огромная инфраструктура – 5,5 тысячи километров путей. Белорусская железная дорога – одна из мишеней экстремистского движения «Рабочы рух». От шпионажа, стачек до «рельсовой войны». 

Началось всё в неформальном анонимном Telegram-канале железнодорожников. Его создал осмотрщик грузовых вагонов Минского депо Сергей Войтехович. Пока точно неизвестно, сам или кто надоумил.

Войтехович Сергей Юрьевич, 1998 года рождения. Минчанин. Холост. С железной дороги был уволен в связи с истечением срока контракта в апреле этого года. Чтобы избежать призыва в Вооружённые Силы, выехал в Польшу, где продолжил сотрудничество с экстремистскими движениями, был завербован иностранными спецслужбами.  

Ничего нового. В задачу Войтеховича входило всё то же: создание на железной дороге ячеек из «надежных» людей, которые бы собирали информацию, агитировали за забастовку, остановку составов и порчу оборудования. Один из них – Сергей Дзюба. Именно по заказу Войтеховича Дзюба в Гомеле попытался разведать, как охраняется граница. В Минске узнавал расположение железнодорожной инфраструктуры, кабелей связи. С Войтеховичем планировал блокировку путей. Зачем это было нужно Дзюбе? Ответ простой. Ему пообещали переезд и обустройство в Польше. Выехать за границу на ПМЖ он планировал, бросив семью.

Сотрудник: Войтехович с вами обсуждал вопросы совершения в отношении объектов железной дороги каких-либо действий, связанных с блокировкой движения, нанесения имущественного вреда?

Дзюба: Да.

Сотрудник: Какие вопросы обсуждались? 

Дзюба: Закладки. 

Войтеховичу удалось создать обширную сеть. Вскоре через чаты был завербован Максим Сакович. Сакович имел доступ к внутренней информации железной дороги, в том числе о безопасности и последствиях диверсий на путях. И успел передать некоторую информацию прежде, чем был задержан. 

Через Дзюбу Войтехович вышел на Анну Аблаб. Наиболее ценный агент. Аблаб тоже хотела переехать в Польшу и была готова выполнить ради этого любые поручения. 

Аблаб Анна Алексеевна, 1978 года рождения. Разведена. Ведущий инженер отдела разработки графиков движения поездов и организации «окон» центра управления перевозок главного управления Белорусской железной дороги. Трое детей. Перед отъездом за границу начала распродавать мебель из квартиры, где проживала с детьми. Перед отъездом детей планировала оставить на попечение бывшему мужу.

За Аблаб было установлено наблюдение. На кадрах она занимается вербовкой сотрудника главного управления железной дороги. Цель – поиск и передача информации, на основании которой к Белорусской железной дороге могли бы быть применены иностранные санкции. На кадрах Аблаб вербует сотрудницу отдела делопроизводства, через который проходит вся важная документация. Сотрудница подтверждает, что от нее хотели получить служебную информацию.

Фрагмент допроса свидетеля Л. Саврицкой: «На тот момент я этого не осознавала, что такая попытка получить служебную информацию. Осознаю, что должна была быть вовлечена в неправовую деятельность».

Агент Аблаб задержана и даёт показания. О причинах сотрудничества с иностранной разведкой и её целях.

Фрагмент допроса А. Аблаб с участием адвоката: «Он мог использовать их в целях работы этой организации. Я думаю, что он, если работал за границей, он, да, он имел отношение к BYSOL либо BYPOL. В беседах Сергей пояснил, что эта информация может быть использована при разработке санкций против Беларуси, также он, полагаю, мог ее передать членам какой-либо своей организации либо иным гражданам, организациям республики, в которой он проживает, т.е. Польши».

Находясь за границей, Войтехович продолжает искать новых агентов. Большинство новых использовал «втемную», не раскрывая подробности, зачем спрашивает. И не только работников железной дороги.

А этого человека зовут Сергеем Шаметько, у него был доступ к информации о структуре станций. Шаметько по просьбе иностранного куратора обратился к витебскому железнодорожнику, машинисту-инструктору Виталию Моклякову. И обманным путём выманил информацию. 

Напомним, «Рух», который координируют из-за границы, ставил целью остановить системообразующие предприятия страны. Если не через забастовки, то путём диверсий. Находясь за границей, координаторы вовлекали в экстремистское движение новых участников, чтобы их руками устраивать диверсии. 13 наиболее активных участников из Беларуси – сейчас в СИЗО КГБ.

Это, по мнению кураторов, должно было возобновить протестную активность на улицах. А предприятия были бы потеряны. Зачем это нужно? Одна из причин – банкротство флагманов белорусской промышленности. Так, на «Гродно Азот» продолжают выпускать и отгружать удобрения, используя в производстве дешевый газ. Предприятия же конкуренты (расположенные в Евросоюзе), цена за газ для которых уже побила 1000 долларов, вынуждены закрываться. Для них – ничего, кроме нечестной борьбы. Для обвиняемых же, взятых под стражу, – перспективы годы провести в заключении. Продолжение следует.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Алексей Кряквин
География:
Беларусь