Цены, а некоторые, очевидно, пробивают потолок, – то, что сегодня обсуждают все. И это еще один аргумент в пользу того, что вопрос вовсе не рядовой и без вмешательства государства едва ли удалось бы преломить ситуацию на корню. Уже в пятницу Президент подписывает Директиву – отныне настольный документ для тех, «рисует цены».
Вот итоги потребительского опроса. Олеся Артюшина – хозяйка и мама в первую очередь. И лишь потом народный контролер. Она – представитель профсоюза, чья задача, мониторить цены. Поэтому охотно делится и лайфхаком, и парадоксами торговли.
И действительно. Вроде бы и поголовье свое, и корм, и энергоресурсов хватает, так что даже парниковые томаты не должны автоматически становится золотыми, а цены все растут и растут.
Инна Медведева, председатель Национального статистического комитета Республики Беларусь: «Мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты подорожали на 10-11%. Хлеб и сыры – на 15-16%. Маргарин – на 25-27%. Рост цен на указанные товары в торговой сети обусловлен увеличением цены по всей цепочке – от сельхозорганизаций и промышленных производителей, и заканчивая поступлением в розничную торговлю».
Статистика неумолима. Но почему экономический блок словно застыл и решил ждать? Александру Лукашенко пришлось экстренно выводить чиновников из инфляционной летаргии.
Президент поставил другой ориентир – не рост инфляции, а затормозить, вернуться к однозначной величине. 7-8%. И действовать министры, губернаторы, профсоюзы, Комитет государственного контроля, Парламент и Нацбанк должны по принципу «есть цель – не вижу преград». Не уповать на рынок, который все порешает. Во-первых, как говорят экономисты, мы живем в эпоху пострыночных отношений, а во-вторых, рынок всегда постарается для себя, не для потребителя: не постесняется обойти антиинфляционное законодательство, выдаст привычное за новое и эксклюзивное, чтобы человек заплатил больше.
Опять парадокс.
Как говорится, почувствуйте разницу. Только ощутима она будет, скорее, не для вкусовых рецепторов, а для кошелька. А еще рынок запросто прикинется то жертвой санкций, то завозной инфляции, то европейского энергокризиса.
Георгий Гриц, кандидат экономических наук, ректор Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии»: «У нас этого нет. Более того, у нас есть российский рынок, который является маржинальным, он еще прирос, и потенциал его не совсем освоен. Поэтому надо разбираться с теми причинами, в основе которых стоит инфляция. Другое дело, что правительство, чиновники говорят, что надо проанализировать всю цепочку инфляционных каких-то последствий. То это вызывает, мягко говоря, даже недоумение. Это что, надо было ждать совещания у Президента, чтобы задуматься?»
Что мешало посмотреть, на каком этапе происходит накрутка? Или на всех? И на сколько процентов? Так предприятия-производители компенсируют кредиты или посредники перепродают втридорога? Только смотреть на это нужно в комплексе и в компании с теми, кто проводит денежно-кредитную политику, уверены эксперты. Прямо намекал и Президент.
На валютном рынке вроде бы штиль. Всплеска доллара, который был в феврале-марте, уже нет, но почему тогда волна не схлынула?
Тем более что люди как работали, так и работают, но позволить себе больше в магазине не могут. Более того, все усилия государства по росту зарплат и пенсий сходят на нет.
Получается, что время было упущено. А вот продавцы своего не упустили.
Юлия Абухович, старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета: «Сегодня рисков не наблюдается. Правильный вопрос: почему не откатить цены назад, потому что под эти увеличенные цены запланированы определенные ресурсные затраты. И для того, чтобы вернуть цены назад – это очень сложный экономический процесс. Но я надеюсь, что цены стабилизируются и роста цен безосновательного не будет больше наблюдаться».
Еще один вопрос, возможно, не меньшей справедливости, который поставит Президент, стоит ли вообще ссылаться чиновникам в вопросе регулирования цен на социальную значимость товаров? Где та грань между роскошью и необходимостью?
Наталья Кочанова, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси: «Прямое регулирование цен на социально значимые товары, считаем необходимым расширить его масштабы. В частности, предлагаем увеличить число товарных позиций, ежемесячный прирост цен на которые сегодня ограничен государством».
И эта тема волнует многих, говорят профсоюзы. Только товары в личном списке социально значимых у всех разные. Среди явлений, которое тоже не помешало бы исключить, так это посредничество, другим словом, спекуляцию.
И сделать лучше для людей. А то действительно получается, что все рычаги влияния у правительства есть, а экономика работает под диктовку и диктат торговых сетей? Т.е. владельца, который может озолотиться уже с одного вашего похода в его магазин. Не очень справедливо, не так ли? Поэтому Беларусь не отдала за гроши в одни руки национальные производства, градо- и бюджетообразующие предприятия после развала Союза. У нас есть «Беларуськалий», «Белаз». А только представьте: с 1992-го по 1997-й в России приватизировали больше 120 тысяч госпредприятий. Одни сразу банкротили, другие – стали принадлежать не народу, а своим новым владельцам-единоличникам.
К примеру, Норильский никель выкупили меньше чем за 200 миллионов долларов. Выручка за 2021-й – почти 18 миллиардов. Или Саяногорский алюминиевый завод. Был советским, стал частью группы «Русал», которая зарабатывает миллиарды. Поэтому Александр Лукашенко и пытается донести до чиновников: не стоит либеральничать, можно и нужно регулировать. И этого не стоит стесняться.
Сергей Солодовников, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой «экономика и право «БНТУ»: «А я не знаю, почему это в характере у нашего населения – бояться. Европейские страны украинским кризисом загнали себя на такое дно, что представить невозможно. Но при этом они же сказали, что рынок у нас не будет работать. Ставим предельные цены, рыночники, и мы будем по ним продавать. А вот это запрещаем возить. А почему? А просто не хотим, чтобы к нам возили. Мы неожиданно оказались больше европейскими рыночниками, нежели европейцы и американцы».
Правительство уже выпустило постановление о заморозке цен. Подписана Директива Президента «О недопустимости роста цен». Товаров должно быть в достатке, цены (которые с 6 октября не растут) – на контроле, ответственность прилагается. Так что если вдруг заметили обратное – заполните специальные анкеты на сайте МАРТа. Или звоните в Госконтроль по номеру 191.
Новой ценовой реальностью займется и рабочая группа. В ее составе профсоюзы, депутаты, сенаторы, Комитет госконтроля, Белстат. Во главе – Наталья Кочанова. Могут подключать любых специалистов, но до 20 октября должны подготовить предложения и показать их правительству, за которым – система регулирования цен. Главное сделать, как сказал Президент, «чтобы было людям хорошо».
Подписывайтесь на нас в Telegram