«Девушки и танки»

​«Один день в армии» – так называется совместный проект белорусского военного информагентства «Ваяр», интернет-портала TUT.BY и Военной Академии. 10 девушек, среди которых оказалась и корреспондент телеканала ОНТ Анна Пыж, погрузились в настоящее реалити-шоу от подъёма до отбоя в обмундировании, строевой подготовкой и настоящими стрельбами.

«Один день в армии» – так называется совместный проект белорусского военного информагентства «Ваяр», интернет-портала TUT.BY и Военной Академии. 10 девушек, среди которых оказалась и корреспондент телеканала ОНТ Анна Пыж, погрузились в настоящее реалити-шоу от подъёма – до отбоя в обмундировании, строевой подготовкой и настоящими стрельбами.

Знали ли мы, что нас ждёт? Только догадывались. Ждали ли, что будет по-девичьи задорно и весело? Конечно, да. Хотелось ли нам особого к себе отношения? Думаю, многим. Оправдались ли наши ожидания? Однозначно, нет. Всё было по-другому. Это был настоящий – один, но такой долгий, день в армии.

Шесть утра. Казарма. Здесь проходят службу реальные солдаты-срочники. И через три недели сюда приедут новобранцы. На общевойсковую подготовку у них будет три недели. У десятка девушек на это один день. И чтобы прочувствовать его по полной – начинать решено с подъёма. Его, правда, не бывает без отбоя. И это станет, пожалуй, единственной имитацией за весь день.

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека – это у классика. Но классика армии: Утро. Плац. Пробежка. Дождь.

Не растеряться в армейском быту помогают курсанты Военной академии – будущие связисты. Но пять казарменных лет явно не убили в них девушек. Не так уж это просто.

Это форма (см. видео – прим.ред.) курсанта-разведчика. У неё самый маленький размер – 46, притом что мне нужен 42… Будем надеяться, что не свалится.

Кстати, на участие в проекте подали 166 заявок. Конкурс – 16 человек на одно место в армии. Всё сложнее понять, кто здесь мать пятерых детей, кто светская львица… Впрочем, вот и первые неуставные отношения…

 Делаю вам замечание по дисциплине строя…

– Так что мне теперь, на вас не смотреть?

– И значит, разговаривать не надо. В армии разговаривают с разрешения или по приказу.

Поют, кстати, тоже.

Хорошо ли кормят в армии? – извечный спор, хоть о вкусах и не принято спорить. По крайней мере, калорийность этой пищи очень скоро себя оправдает.

Первое занятие – строевая подготовка. И первое понимание того, что армия – самый чёткий и слаженный механизм. Каждый поворот, разворот, каждый строевой шаг – это схема. И команда.

Когда в руках оказывается оружие – это не восторг, а, скорее, недоумение. За 15 минут научиться разбирать и собирать автомат кажется просто нереальным. Определённый драматизм происходящему добавляет и сдача нормативов. Со стороны, конечно, похоже на игру. Даже если так, проигрывать в любом случае не хочет никто.

Закончила, ой, готова!

– 47 секунд.

– Фамилия?

– Рядовой Пыж.

– А норматив какой, простите?

– Вы его перевыполнили.

И как только добавляется соревновательный эффект, девушки включаются в несуществующую борьбу. Будь то снаряжение магазина или демонстрация физической подготовки. Тут уж тягаться с курсантами практически нереально.

Пожалуй, кульминация казарменных занятий – радиационная, химическая и биологическая защита. Надеть противогаз впервые – шок. Но ещё больший – впереди. Экипировка, которая в случае атомной войны даст 10 минут жизни. А где-нибудь в бомбоубежище позволит протянуть месяц. Первая женская мысль в таком наряде – лучше уж погибнуть сразу. Ну а если серьёзно – лучше б не было войны.

«Дышать вообще нечем. Я не понимаю, как в этом можно выжить 10 минут, если я даже минуту дышать не могу!? Запотевают стёкла».

Вот так: никакого снисхождения к девушкам. Придя в армию, каждая шутила: стану, мол, солдатом Джейн. Забавно, но в США имя Джейн используют для обозначения некой неопределённой женщины, как будто девушки без имени. Наверняка, героиню известного фильма так назвали неспроста.

Полигон «Белая Лужа», под Борисовом. То, чего все ждали и все боялись. Параллельно здесь отрабатывают навыки боя две сотни человек. Непрекращающаяся канонада, к которой сложно привыкнуть. Инструктаж для человека, мало что знающего об армии, кажется настолько кратким, что в момент… думаешь только о том, чтобы опытный командир был рядом.

Как только сняли с предохранителя, у меня забилось сердце. То есть полдня в казарме ты проводишь с мыслью «ну как это мной кто-то командует?», а когда до выстрела остаются секунды, ждёшь этой команды.

А затем, как и принято говорить, в голове ни одной мысли. Хотя одна всё же есть: «выстрел на выдохе».

 А вы видите, что моя мишень пропала?

– Конечно, вы же попали.

– Я попала??? С третьей попытки – здорово!

Я аж прослезилась, но это не от радости, а по-моему от ветра.

Восемь патронов заканчиваются быстрее, чем хотелось бы. Попадания добавляют адреналина. И стрельба из пистолета Макарова воспринимается легче. Хотя профессионалы и предупреждают: стрелять будет, наоборот, куда сложнее. В этом случае опорой служит только собственная рука. А до мишени всё-таки 25 метров.

Сильный ветер вносит свои коррективы. Нам объясняют: отклонение в каких-то два миллиметра даст на мишени два сантиметра в сторону. Важен плавный выдох и не менее плавный спуск.

– Червонец!

– Да ладно? Это точно моя? Вы берёте меня в армию? После этого вы, как честный человек, должны предложить мне службу по контракту!

И вот мы подходим, точнее, подъезжаем на бронетранспортёре к сюрпризу, о котором не предупреждали. Про финальное задание говорят так: это не отработка каких бы то ни было навыков, а чисто психологический приём. Служба в армии вообще выглядит постоянным стрессом и считается, что главное качество, которое армия воспитывает, как раз стрессоустойчивость.

Вот так (см. видео – прим.ред.) выглядит обкатка танком. Небольшой окоп. Движущийся танк. 20 холостых выстрелов по мишени. И главное – не пригнуть во время голову – тут инстинкт самосохранения сработает сам за себя – а поставить перед этим автомат на предохранитель. Даже холостой выстрел может наделать много шума.

А вдогонку танку нужно бросить гранату. Весьма распространённый в Великую Отечественную приём. Видимо, оттуда и пошло «получи фашист гранату». После этого не страшно уже ничего. И ни одна из десяти девушек не отказалась от выполнения этого задания. Все, к слову, живы-здоровы и накормлены кажущимися самыми вкусными в мире бутербродами.

Белорусская армия – это 60 тысяч человек, из которых военнослужащих – 45 тысяч. Женщин – десятая часть. Эта диспропорция, конечно, легко объяснима. Служба для женщин обязательна лишь в армии Израиля. Но даже один день, проведённый женщинами в казарме и на полигоне, показывает: вряд ли армию стоит так уж бояться. Да, здесь мало шутят и много работают. Но вот собственные страхи преодолевают по полной программе.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Новости Минска