«Детские ручки и ножки трепетались в костре»: воспоминания тех, кто сражался за Победу в Великую Отечественную войну

«Детские ручки и ножки трепетались в костре»: воспоминания тех, кто сражался за Победу в Великую Отечественную войну

Мы помним, что подвиг наших ветеранов бесценен! Каждому, кто сражался за победу и жертвовал собой в Великую Отечественную, помогают и словом, и делом. Поддержка не только материальная, о ветеранах заботятся активисты и молодежь.


Страшные цифры на левом предплечье уже сложно разобрать. Эмилия Копыток их бы и вовсе хотела забыть. Отпечаток на всю жизнь оставило лето 41-го. С началом войны, в 10 лет, у нее закончилось детство.

Эмилия Копыток, узница фашистских концлагерей: «Была в СД, в тюрьме, допрашивали меня, били, пытали: где партизаны, где связные, где что. А я ничего не знала. Потом с тюрьмы отправили в лагерь Коминтерн». 

Дальше – Грос-Роза, Равенсбрюк, Освенцим, Берген-Бельзен. В то, что смогла пережить 5 концлагерей, Эмилия Александровна сейчас верит с трудом. Больше всего болят раны душевные: на глазах сжигали людей, пытали и убивали детей.  

Эмилия Копыток, узница фашистских концлагерей: «Стоял вопль, крик, огонь свечей горел! Я стояла и думала: это правда или это страшная сказка? Детские ручки и ножки трепетались в костре. Мы каждый раз испытывали такой голод. 7 ноября я вернулась в Борисов, мама пекла блины. Бросилась ко мне – и упала в обморок». 

С тех пор началась новая жизнь: работа на заводе и первая любовь. Муж Анатолий Степанович тоже знает ужасы войны, прошел всю Монголию и Дальний Восток, дважды был ранен в бою. 

Анатолий Копыток, ветеран Великой Отечественной войны: «Самолеты бомбят по 3-4 захода за день. Снаряд там рвется, там рвется. Ранило меня, не слышу абсолютно».

С тех страшных пор прошло много лет. В свои 90 пенсионеры стараются не терять оптимизма. Поют песни, читают стихи и всегда рады гостям. Сегодня ветеранам дарят цветы и подарки, помогают в домашних делах и в очередной раз благодарят за мир и покой. 

Елена Зябликова, председатель Борисовского районного объединения профсоюзов, член Совета Республики Национального Собрания Беларуси: «Сегодня мы помогаем этой семье обустраивать приусадебный участок. Здесь нам нужно было вскопать землю, побелить деревья, вскопать грядки. Пришел в негодность забор, мы его зачистили и покрасили».

Андрей Свирский: «Я считаю, что это нужно делать, в честь благодарности, что мы сейчас можем ходить под мирным небом. Мы каждый год ходим помогать ветеранам». 

Благодарности и слова поддержки в адрес ветеранов звучат по всей стране. В Витебском доме-интернате сегодня аплодировали одним из самых возрастных постояльцев. На их молодые годы выпали испытания Великой Отечественной, и даже в самые страшные моменты они верили в победу и, несмотря ни на что, строили планы на будущее. 9 мая 45-го встречали кто в окопах, а кто и в концентрационных лагерях.  

Мария Кособуцкая, ветеран Великой Отечественной войны: «Мне хотелось учиться, я сколько воевала там, мне все хотелось, чтобы скорей кончилась война и чтобы можно было продолжать учебу». 

Иван Зайцев, ветеран Великой Отечественной войны: «В 19 лет я уже партизанил, подпольщиком был. Я витеблянин, здесь родился и был связан с бригадой Райцева».  

В Витебском доме-интернате для ветеранов постояльцы круглосуточно под наблюдением специалистов, здесь и помощь в реабилитации. Всего в интернате материальную помощь получат 10 человек, здесь и малолетние узники, и те, кто в детстве получил инвалидность в результате боевых действий. Всего в Витебской области поддержат финансово накануне 9 мая около 2,5 тысяч человек.        

Александр Субботин, председатель Витебского облисполкома: «Сколько наш народ будет существовать, столько, наверно, и мы будем помнить, говорить спасибо ветеранам, поминать погибших, ну и отмечать Победу»

Мария Петровна Крагель родилась в феврале 44-го в концлагере Людвисбург. В Германию ее родителей, уроженцев Березовского района, насильно вывезли немцы на принудительные работы. В полтора года Марию Крагель перевели в другой немецкий лагерь в д. Этисгайн. Только в 45-м после освобождения отправилась на Родину с родителями и бабушкой. На полпути отца забрали на работу на Донбасс. 

Мария Крагель, бывшая малолетняя узница: «Везли в товарном поезде – очень тяжело, да и очень тяжело там жилось, как мама рассказывает, голодные, всякие были».  

Семья, хоть и не в полном составе, вернулась в Березовский район. После замужества Мария Крагель, будучи женой военного, сменила несколько городов и стран, но волей судьбы оказалась в Бресте. 30 лет проработала младшей медсестрой в областной клинической больнице. Сегодня с особым трепетом принимает поздравления в родных стенах. 

Мария Крагель, малолетняя узница: «Я работала, мне было 70 лет. Я ушла отсюда, еще на пенсии я работала: меня уважали, я всех уважала, родные стены. Мне кажется, я вчера тут работала. Рада, уделяют внимание все, помощь оказывают»

Александр Карпицкий, главный врач Брестской областной клинической больницы, член Совета Республики Национального собрания Беларуси: «Сегодняшнее мероприятие как благодарность за работу в нашей больнице, и, кроме того, Мария Петровна – малолетний узник, которая родилась в концлагере, которая, конечно, больше знает о войне со слов ее родственников, родителей, поэтому мы хотим послушать, узнать из ее уст, как это было».

И сколько бы лет ни прошло, страшные годы войны будут помнить во все времена. Но главное, помнить и чтить тех, кто пожертвовал детством, юностью и тем более жизнью ради Великой Победы. 

Подписывайтесь на нас в Telegram