К этому часу число погибших при землетрясении в Турции превысило 9 тысяч. Более 50 тысяч ранены. В стране до конца недели – общенациональный траур. Город, который оказался в эпицентре землетрясения и разрушен больше всех, посетил турецкий президент. И, кстати, там же работает белорусская спасательная команда.
При первой же возможности Беларусь протянула руку помощи Турции. В страну, чудовищно пострадавшую от землетрясения, прибыли наши спасатели. Транспортный Ил-76, на борту которого спецподразделение МЧС «Зубр». Миссию организовали по поручению Президента. Всего в команде 64 человека – поисковики, кинологи, специалисты по разбору завалов, медперсонал. Отряд аттестован ООН, в нем – опытные специалисты, у которых за плечами командировки в разные страны.
Жизнь разделилась на до и после. Тысячи смертей, груды бетонных блоков и полная разруха. Спасатели работают круглосуточно. В стихийной ловушке остается еще много людей. В Хатае под завалами разрушенного дома нашли ребенка. Двухлетнего мальчика придавило бетонной плитой, под которой он пробыл 44 часа. Пока освобождали – отпаивали водой.
В Адыямаане после разрушительного землетрясения обнаружили обессиленную девочку. Спустя 47 часов ее удалось спасти. Со слезами ребенка встретили родители, которые, конечно же, верили, что их малышка жива. А еще из-под завалов достали мальчика вместе с его любимым попугаем. Почти двое суток он не отпускал пернатого из рук. В другом месте спасатели вытащили из руин младенца. Живого. Новорожденный провел под бетонными плитами более полутора суток.
И таких историй очень и очень много. По информации белорусского посольства в Турции, на территории пострадавших районов находятся более полусотни наших соотечественников. Диппредставительство в Анкаре продолжает поиски. По некоторым уже есть конкретная информация. Другие – по-прежнему не выходят на связь. Их будут искать до тех пор, пока не найдут.
Сергей Шинкевич, первый секретарь Посольства Беларуси в Турции: «По состоянию на 8 число гражданка Беларуси, проживающая в городе Антакья, найдена. Она находится в больнице. Ее супруг, гражданин Турции, умер. Местонахождение их малолетнего ребенка не установлено. Гражданка Беларуси и двое детей, проживающие в Кахраманмараши, – информации по ним пока не поступало».
С нами на связь вышла белоруска, которая живет в Газиантепе и выступает за местный волейбольный клуб. Говорит, происходящее для нее – настоящий апокалипсис. Люди пережили шок и ужас. А для кого-то та ночь стала последней.
Виктория Секретова, игрок волейбольного клуба «Газиантеп» (Турция): «У нас начали вещи выпадать из шкафов. Очень сильно качалась люстра. Были очень страшные звуки, поэтому мы быстро выбежали. У нас в подъезде начали кричать люди. Все плакали. Очень испугались, так как даже для местных это было необычно. Сейчас очень страшно, мой агент сказал, что у него игроки погибли и пострадали. И близкие, друзья. Девочки из команды тоже погибли. Под завалами очень много спортсменов».
Очевидцы говорят: многие понимали, что это конец, и даже прощались друг с другом. Люди бежали куда глаза глядят, прыгали в машины и пытались спастись, убежать подальше от многоэтажек.
Мария Чимен, очевидец: «Мы просто вскочили, схватили детей, на босую ногу надели ботинки, куртки на них накинули и, схватив самое необходимое, – сумку с памперсами, детей подмышку, и бегом! Мы были на большой машине, поскольку много человек, у нас микроавтобус. И мы выбежали к машине, запрыгнули и моментально уехали. Потому что это очень небезопасно – находиться рядом с высокими строениями. Когда они падают, припаркованные машины под себя подгребают. Мы просто уехали на открытое пространство. Моментально, в течение трех минут там образовалось огромное количество машин. Потому что все люди поступили также. Машины были припаркованы в несколько рядов, и даже не могла проехать скорая помощь».
Страшная картина и в соседней Сирии. Здесь ситуация еще тяжелее – из-за американских санкций использование техники ограничено. Плюс ко всему Европа не может доставить гуманитарные грузы. И здесь – жуткие кадры спасения малышей. Одного ребенка нашли по руке, торчащей из груды обломков.
По данным сейсмологов, афтершоки могут длиться до двух недель. Несмотря на это, в Турции и Сирии продолжаются масштабные спасательные операции. И многие страны, в том числе и Беларусь, не остались в стороне и выслали свои десанты на помощь.
Подписывайтесь на нас в Telegram