Десятый пакет европейских санкций на подходе: что в него войдет и каким будет ответ

Десятый пакет санкций в отношении Москвы и Минска готовят в Евросоюзе

Не прошло и полгода. Да что там, не прошло и месяца после девятого пакета санкций, как стало известно: собирают десятый пакет. Поводом, считают эксперты, стали успехи в Соледаре и наступление на Артемовск: крупнейшая победа на Украине с лета. Российская армия изменила тактику, а вот у западных «ястребов», несмотря на то что своими рестрикциями они не достигли еще ни одной цели, с фантазией явно проблемы. Вот и в десятом пакете, говорят, припасена часть рестрикций не только для Москвы, но и для Минска. Но называют перспективный экономический ущерб уже не принципиальным.

Сергей Зайнулин, доцент экономического факультета Российского университета дружбы народов: «Максимальный ущерб, который они могли нанести, они нанесли в марте – апреле 2022 года. Причем ущерб был взаимным. Общие потери со стороны ЕС заметно превысили российские, превысили более триллиона долларов, и это только по энергетической составляющей санкций».

Время, когда кто-то после третьего, пятого, шестого пакета санкций, может, думал: ну сколько можно – прошло. Оказывается, сколько угодно. Полных данных о содержании десятого пакета еще нет – все в стадии обсуждения. Но характер грядущих ограничений известен. В него представители Евросоюза хотят включить те меры, которые не удалось согласовать ранее: снижение потолка цен на российскую нефть, за грань санкций могут попасть российские алмазы, и главное – это рестрикции в области атомной энергетики. Это предлагали и раньше, но вето накладывала Венгрия: с русскими она строит новые блоки АЭС, которые будут обеспечивать энергетическую безопасность. Но кому до этого дело? За включение ядерного сектора в санкционный список именно те, кому терять нечего.   

Александр Зобов, заведующий кафедрой маркетинга экономического факультета Российского университета дружбы народов: «Санкции предлагает Польша и Прибалтика. Но им предлагать просто. У них нет атомной энергетики. А для ведущих стран Европы, в частности той же Франции, для таких стран, как Словакия, Чехия, куда до сих пор поставляется атомное топливо из России, поставки от нас являются более критическими. Потому что мы можем поставлять атомное топливо куда угодно. Практика 2022 года показала, что мы в значительной степени адаптировались под их экономическое давление, выходим в следующем году или в 2024 году на нормальный темп экономического развития».

Это при условии, что перестройка российской экономики, начатая вместе со спецоперацией, будет не просто продолжаться, а ускоряться и качественно видоизменяться. Доходы от продажи нефти резко снизились. С 5 февраля их еще урежут ограничения на поставки нефтепродуктов. Импортозамещение по ключевым направлениям, новая технологическая экономика, кооперация с союзниками, в первую очередь, с Беларусью – то, к чему пришли в России только сейчас, хотя, как считают практики, можно и нужно было это делать и раньше.

Владимир Боглаев, экономист, генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода: «Любые санкции – это волшебный пендель и избавление от множества иллюзий. Правда, в этот раз этот приз достался в своем большинстве России. Давайте откровенно, в Республике Беларусь таких иллюзий не было. Потому что пример деиндустриализации и массовый исход населения из таких свободных стран-демократий Прибалтийских республик был слишком близок и нагляден, а вот России чужие грабли не помогли».

Пока кто-то, может, ждет красивых слов и признаний в верности и союзничестве, Беларусь на все это отвечает реальными делами. Причем, как показывают санкционные ограничения, это очень раздражает бывших западных партнеров.

Пока они там думают, наши троллейбусы едут в Рязань, в Коломне создают новый образец дизель-генератора для 220-тонных БелАЗов, Подмосковье разрабатывает проект белорусско-российского мультипромышленного хаба, а в Татарстане белорусы договариваются о кооперации в гражданском авиастроении. Стороны будут кооперироваться для производства авиакомпонентов для пассажирских самолетов. Наши – проверенные: Минск уже выполнял большой заказ для армии России – капитально ремонтировали легендарные ТУ-134. И в других проектах, нет сомнений, тоже встанем на общее крыло.

Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества: «Нужно восстановить или развить производство автомобильных комплектующих, деталей станков, а дальше, может, и станков, оборудования различного, которое прежде к нам завозилось. И здесь кооперация между предприятиями России и Беларуси очень важна. Мы, если сможем ее обеспечить, то получим много рабочих мест, получим рентабельные предприятия. А то, что для этого нужно фундаментально, оно уже есть. Фундамент есть, потому что мы западных конкурентов начинаем теснить».

Но санкции есть. Нам мешают не только производить, но и продавать. Перед товарами из России и Беларуси стараются все громче захлопывать дверь. Но не одно окно рубили! Сейчас Минск при поддержке Москвы строит собственный порт в Бронке под Питером, осваивает терминалы в Усть-Луге Ленинградской области. В общей сложности белорусские грузы прописались в 19 российских портах, и есть планы плыть дальше. И есть поддержка этих планов Россией: и экспертная, и финансовая.

И мы эти пути находим, чем, кстати, очень злим бывших партнеров. Вот и Киев в бессильной злобе на днях выкатил персональный санкционный список на 200 человек. И здесь белорусы с россиянами рядом – политологи, журналисты, словом, весь цвет союзного экспертно-медийного сообщества. «Чести удостоен» и журналист ОНТ Игорь Тур. Теперь Брюссель прибавит к этому и новые экономические ограничения. В Евросоюзе, говорят,  даже принят на работу специальный человек, который придумывает новые санкции против России и ее союзников. Действительно, не оставлять же его без дела…

Европарламент ожидает получить финальный проект санкционных мер в феврале. Труднее всего придется с Венгрией. Она, вероятно, продолжит оказывать сопротивление, чем может затормозить согласование рестрикций. Но новый пакет явно кому-то очень захочется приурочить к первой годовщине начала военной спецоперации на Украине – всякого рода символизм уже давно оказался в приоритете перед здравым смыслом. Потому единодушия будут добиваться всеми методами. В Москве, глядя на все это, теперь  лишь грустно шутят, мол, пакетные модели уже не актуальны. Можно переходить на санкции по подписке. 

Подписывайтесь на нас в Telegram