Деревня Кабаны встретила год Свиньи: съёмочная группа «Субботнего выпуска» первой побывала в загадочном поселении

Кабаны – другой такой на сотни километров не найти, уверяют местные. Однако попасть в гости, увы, непросто. Полем, лесом, опять полем, а потом по льду и всё пешком.

Жили тихо-мирно десятки лет… В одной витебской деревеньке журналистов хоть каждую неделю принимай. Всему виной название. И любопытство. Кабаны – другой такой на сотни километров не найти, уверяют местные. Однако попасть в гости, увы, непросто. Полем, лесом, опять полем, а потом по льду и всё пешком. Съёмочная группа «Субботнего выпуска» оказалась первой, кто побывал в той самой деревне.

Сначала закончился асфальт, потом дорога, посыпанная песком, по белой глади катиться приходится не спеша. Пейзажи завораживают, и когда казалось вот-вот доедем… стоп, машина! А дальше было, как в сказке: направо пойдёшь – в Сураж попадёшь, налево – Новосёлки и Шлыки. А где же Кабаны? 

Дальше сюрпризов не ждём, а зря (приехали в Пуховичи), отгоняем мысли, что неведомая сила нас хочет запутать и ищем нужный указатель вдоль дороги. Вот и он. Ручная работа, но снега по колено. Без проводника тут не обойтись. Поиски приводят в Заполье.

Деревни вроде и по соседству, но даже с провожатым мы не сразу находим заветную тропинку, этой зимой путь проложили… за «Володькиным» домом. Теперь только пешком. По пути спугнули стаю косуль. Местные замечают, что зверья кругом полно. Зайцы, лисы, медведь летом бродит, ну, и конечно, дикие кабаны.

До деревни рукой подать, но сегодня это настоящий экстрим! На реке Усвяча кругом промоины. Мы первые журналисты, кто отважился сделать последний шаг…

Вот и деревня Кабаны, я иду по центральной улице, там дом под номером один, буквально три минуты ходьбы и будет дом под номером семь. Вот и все Кабаны. 

Хозяйку находим только в одном доме. Галине Андреевне 83. Не скучает, четыре раза в неделю в гостях соцработник, он же второй житель деревни, но сегодня уехал в Витебск по делам. Больше зимой здесь человека не встретишь, разве что в выходные дети навещают. Суббота в семье – банный день.

Весь год пенсионерка держала поросёнка, но перед праздниками единственного на всё село кабана закололи. Забот поубавилось, но в город Галина Андреевна не спешит, она прожила в Витебске 40 лет, но родом из этих мест. Даже в 70-х тут было немноголюдно. Всего 36 человек. В шутку Галина Андреевна называет себя «мэром» Кабанов. Самая старшая в деревне. 

Одно интервью – и половина жителей деревни опрошена. Нас приглашают в гости летом, в деревне куда больше жизни. Пять домов из семи используются как дачи.

Летом до деревни Кабаны можно доехать на машине, правда, надо делать крюк в 16 километров, и автолавка приезжает раз в неделю, но к самому берегу реки, сел на лодку переправился и покупай продукты, зимой всё сложнее: до ближайшего магазина полтора километра по снегу.

Факты о сельской жизни Кабанов можно найти в похозяйственных книгах, сельсовет ведёт учёт с середины прошлого века. Здесь всё – сколько держали коров, кур, и даже число яблонь на приусадебных участках. А вот откуда название, приходится лишь гадать… 

Извилистая река с домами на берегу не раз привлекала внимание местного художника. Пейзажи, которые годами пылились на полках, теперь вызывают повышенный интерес. 

Игорь Родченко, художник: «Левитан бы сразу написал картину над вечным покоем, очень красивое место, горушка, горушка, горушка вот так вот».

На сотни километров в регионе больше не встретить деревню с таким названием. Недалеко когда-то были Жироспёры, но переименовали, посчитали неблагозвучным. А Кабаны было предложение присоединить к соседнему Заполью, но год Свиньи деревня встречает, как и прежде.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Олег Шапель
Операторы:
Олег Горюнов