Беларусь перешла на новые деньги. Как не запутаться в нулях после деноминации?

Нет нулей – нет проблем. Беларусь больше не страна миллионеров. Нынешняя деноминация – самая крупная в истории суверенной Беларуси.

Нет нулей – нет проблем. Беларусь больше не страна миллионеров. Нынешняя деноминация, хоть и третья, всё же самая крупная в истории суверенной Беларуси. 1:10 000, или, если проще, минус четыре нуля. Нацбанк предупреждал: технические неполадки будут – и просил запастись терпением. Каковы новые деньги на ощупь и не испугал ли белорусов звон монет?

К полуночи безналичная жизнь в стране замерла. Не единственный, но самый значимый процессинговый центр в 23:30 обесточил безнал. Одномоментно перестали работать терминалы, инфокиоски, банкоматы. Деньги любят тишину. И вот она – финансовая тишина.

Ближе к полуночи – наступлению того самого дня «Д» – работа закипела. Процессинговый центр не спит и в обычные дни. 24 часа – как на вахте. Ведь операции по картам круглосуточны. В среднем центр обрабатывает четыре миллиона транзакций в день. Его мощности используют самые крупные банки страны. И хоть безналичные расчёты замерли, серверы не спят. По признанию специалистов, предыдущая деноминация – 16 лет назад – далась намного легче.

Елена Одиноченко, заместитель генерального директора банковского процессингового центра: «На тот момент было эмитировано только 300 тысяч карт. Ответственность была совершенно другая. Девять миллионов карт – это практически население нашей республики».

Программное обеспечение меняли всю ночь. Но что любопытно, первый безналичный платёж был совершён в 02: 47. Наличные отношения наладились ещё раньше. К двум часам ночи в месте, которое никогда не спит, – на вокзале – выстроилась очередь из желающих обменять валюту. К слову, курсы на табло – в новом исчислении. Словом, клиенты обменников – первые, у кого на руках оказались новые деньги. 1 доллар – 2 рубля 1 копейка. Мелочь, а приятно – отныне белорусский рубль смотрится выгоднее на фоне иностранных собратьев.

Но если первые обладатели хрустящих купюр и звенящих монет не скрывают эмоций, то кассиры хранят молчание. Высока ответственность, как и риск ошибки в первые дни. В том же буфете на вокзале обычно ведь такая чехарда! Жанна Вячеславовна признаётся: страшно, но не так как при первой деноминации, когда всё смешалось в кучу: советские рубли и наши «зайчики».

Жанна Панковец, кассир: «Посмотрим, жизнь покажет, что будет. Пока страшно. Ну, потому что всё новое, люди не понимают, люди будут путаться, мы будем путаться, будут ходить и те, и те деньги. Если бы быстрее старые вышли из оборота, было бы полегче, а так они ещё будут полгода ходить».

Как говорится, глаза боятся – руки делают. Вот и подоспели первые клиенты...

Несмотря на то, что, по прогнозам Нацбанка, высокие технологии должны были вернуться в нашу жизнь ближе к 10 часам утра, банкоматы стали оживать раньше. Причём многие к тому, что новинки загружены только в третью часть устройств, отнеслись с юмором. К банкоматам шли на удачу: повезёт ли снять новые купюры?

Новые деньги – приятный сюрприз. Особенно для тех, кто давненько не бывал на родине. Взгляд белорусской итальянки из Болоньи – точь-в-точь евро.

Правда, пока из банкоматов будут выпрыгивать лишь купюры номиналом 5, 10 и 20 рублей. Монет не стоит ждать вообще. А вот крупные банкноты в 200 и 500 рублей в обиходе появятся не сразу. Даже банки их будут заказывать по запросу клиентов. Кто в самом деле будет рад получить зарплату всего в несколько бумажек, сколь бы ценными они ни были? И расплачиваться неудобно, и психологически тяжело. Всё-таки звание страны миллионеров потихоньку уходит в прошлое. Осознать сложно и всё же: средняя зарплата по стране отныне – 718 рублей 29 копеек.

Деньги старые и новые – параллельно ходить будут до конца года. То есть дать сдачу легко могут как теми, так и другими. Но опасаться не стоит. С технической точки зрения самые подготовленные к деноминации как раз кассиры. Их умные аппараты легко переводят ценники.

Анна Крюкова, продавец-кассир Государственного универсального магазина: «У нас стоит новая программа, поэтому нам проще работать, адаптироваться проще. Деньги новые мы получили: банкнот ещё нет, но у нас есть копейки в том объёме, который нам необходим для работы».

И всё же без казусов не обошлось. Вот чек, в котором четыре нуля не убрали, а добавили. Кофе и шоколадка едва ли не обошлись в 273 миллиона рублей – по старому стилю. Открылись сегодня и не все отделения. Тайм-аут местами взят до понедельника. Тем не менее в Нацбанке уверены: уже можно выдохнуть. Неизбежное случилось.

Александр Сотников, начальник главного управления платёжных систем и цифровых технологий Национального банка Беларуси: «На самом деле, уже в семь утра было понятно, что всё работает так, как мы хотели, даже немножечко лучше. Сейчас банки проводят работу по загрузке банкоматов. И в плановом режиме ведётся работа по запуску интернет-банкинга, мобильного банкинга. То есть никакого коллапса нет, все опасения оказались беспочвенны».

Итак, отныне в стране – семь номиналов банкнот и восемь номиналов монет. Чтобы голова не пошла кругом, повсюду обещают шпаргалки. А для самых маленьких финансовый ликбез предлагают в игровой форме. Малыши сегодня искренне удивляются, что на одну купюру себе можно многое позволить, а на мечту можно и накопить, откладывая по копейке.

Вот так день «Д» подходит к концу и, кажется, без лишних потрясений. По-прежнему, оплатить можно не всё и не везде, но, похоже, те, кому посчастливилось заполучить новые деньги, не в обиде. Деноминация по-белорусски – без четырёх нулей, зато с монетами. Теперь у белорусов будет своя отечественная монетка «на счастье».


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram