Первомай в условиях пандемии: без маёвок, зато сплочённо всей страной. О белорусской стратегии защиты трудящихся

Первомай в условиях пандемии: без маёвок, зато сплочённо всей страной.  О белорусской стратегии защиты трудящихся

День труда в этом году в Беларуси – особый, учитывая, что наша страна фактически единственная в мире не остановила работу предприятий и заводов. Люди продолжают трудиться, а значит, и зарабатывать деньги. Большинство других государств пошло по иному пути. Впрочем, всеобщий карантин уже массово отменяется. И, по мнению экономистов, последствия от такого вынужденного простоя будут куда более масштабными и негативными, чем излишние меры противодействия COVID-19. Право человека на труд – как один из главных элементов поддержки предприятий и бизнеса в Беларуси.


Бизнесмены, с разной степенью успешности выросшие на цитатах великих умов из списка Forbes, в нынешних реалиях, кажется, больше внимания обратили бы не на мотивирующие лозунги типа «Верьте в себя – и всё будет!», а на идеи более рациональные. Например, на следующую: «Бизнес – это всегда борьба, а победители всегда покрыты шрамами». Борьба эта очевидно ожесточилась в условиях мировой пандемии коронавируса – там, где в прошлом году хотели бы больше чистой прибыли, сегодня уже соглашаются на просто отсутствие банкротства.

Белорусский бизнес на этом фоне, на самом деле, во вполне себе комфортных условиях. Тотального закрытия магазинов, ресторанов и торговых центров директивным способом не было, но поток клиентов, конечно, снизился. Что делать? Госпредприятия, которые не могут экспортировать продукцию, точно выкарабкаются – их поддержит собственник, то есть государство. Но частный бизнес тоже просит помощи. И вроде как готов предложить что-то взамен.

Но при этом краеугольным камнем в вопросе, кому помогать в первую очередь, а кому в десятую, логично являются люди, то есть наёмные работники. Как раз в День труда этот аспект сегодняшней жизни трудящихся особо важен. Прибыль завода, даже если завод этот предельно важен для страны – это вопрос макроэкономики. Экономика же человеческая проще – важно, чтобы тот, кто честно трудился, не остался без денег не по своей вине.

И белорусская модель помощи бизнесу в условиях коронавируса как раз основана на защите людей: там, где крах предприятия оставит без работы сотни человек – меры принимаются в первую очередь, а если это кафе на 5-7 сотрудников – извините, пока, пожалуйста, подумайте самостоятельно, что делать. Причём тут как раз нет жёсткого разделения на государственную собственность и частную. Александр Лукашенко не единожды говорил – везде работают наши люди, какая разница, у кого акции? Модель вырисовывается именно на защиту интересов трудящихся. И даже индивидуальные предприниматели в неё попадают, они ведь тоже трудящиеся, правда, на самих себя. Бизнесу сложно, это правда – но разве это бизнес, когда легко? Даже если сравнить с соседней Россией, и сравнения такие звучат всё чаще.

Эксперт уровня депутата Госдумы – это оперативное подтверждение базового тезиса бизнеса высокого уровня: кризис – это время возможностей. Понять это наших предпринимателей призывают даже из стран, где возможностей таких нет в принципе.

При этом Александр Лукашенко, даже не единожды резко высказываясь об отдельных бизнесменах, которые сверхприбыль вложили в квартиры и машины, а теперь требуют помощи, всё же неделю назад подписал Указ по поддержке субъектов хозяйствования в нынешней эпидситуации. Бизнес пока капризничает – мол, механизм ещё не проработан, идёт обсуждение – и теряется время. Но ведь и их решения бывают разными. Из опыта в сфере общепита: один ресторан оперативно организует доставку питания на дом и переводит сотрудников кухни в курьеры, но без потери зарплат, а другой – увольняет полштата и просто поднимает цены для клиентов вдвое: вас же меньше стало, платите больше тогда. Здесь как раз помогли бы профсоюзы трудящихся в частных компаниях, на чём настаивает Александр Лукашенко.

Кстати, из личного общения с бизнесменами сложилась такая картина: большинство говорят, а то и кричат о господдержке, единицы, и, как правило, это владельцы самых устойчивых предприятий, категоричны: мы – бизнес, мы ничего не просим, потому что были готовы к любой ситуации и страховали риски. Даже больше – кулуарно говорят, что нынешняя ситуация очистит бизнес-среду, вымыв из неё лишние деньги, которые оседают сверхдоходами на счетах крупных игроков. Так что коронавирусный кризис – время возможностей. Даже если для начала это возможность остаться на плаву. 

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Игорь Тур