День Хатынской трагедии: как белорусы вспоминают жертв войны

День Хатынской трагедии: как белорусы вспоминают жертв войны

Эхо войны, которое сегодня, в наши дни, обретает особый смысл. 79 лет назад в Хатыни произошла страшная трагедия. 22 марта 1943-го в деревню вошел 118-й батальон охранной полиции и окружил ее. А дальше – была огненная трагедия. Все население – стариков, женщин, детей – загнали в колхозный сарай. Постройку облили бензином и подожгли. И даже когда объятый пламенем сарай начал разваливаться и горящие люди пытались бежать, их добивали и уничтожали. Не оставив ни малейшей надежды на спасение. 


Заживо сожжены 149 человек. И сколько времени бы ни прошло, на глаза наворачиваются слезы при мысли о малышах, которые так и не стали взрослыми, о юношах и девушках, которые ушли молодыми, о всех, кто хотел жить. Но нацизм, тема которого и в наши дни остается актуальной, решил иначе. В этот день каждый год в белорусских семьях принято вспоминать жертв войны поименно, приносить цветы к мемориалам, проводить уроки истории для подрастающего поколения. Чтобы знали и помнили. И неизменно местом притяжения остается мемориал «Хатынь» – как символ всех сожженных деревень.

Об этом месте в нашей стране знает каждый от мала до велика. Да что там! Хатынь знают в мире. Ведь то, что произошло здесь 79 лет назад, – это трагедия не маленькой деревни и не всей страны (хотя ей больнее других). Хатынь – это шрам на лице человечества. Потому так важно в эти дни помнить. Это ведь надо живым. С самого утра к месту скорби шли тысячи людей.

В этот день и атмосфера особая. Это уже традиция. Фактически живая река памяти. Государственные деятели, чиновники, представители министерств и ведомств, все неравнодушные. Цветы, вечный огонь и молчание.

Этот звук будто уносит в прошлое. В 43-м здесь еще стояли дома. Уже через несколько дней после начала войны небольшая деревня Хатынь оказалась в оккупации. И вскоре оказалась в зоне противостояний фашистов и партизан. К 42 году у немцев не хватало сил контролировать территорию. В ход пошли коллаборационисты. Так здесь оказался 118-й батальон – подразделение немецкой вспомогательной охранной полиции. 

И вот тот трагический день. Каратели окружают деревню, всех, от детей до стариков, сгоняют в сарай. Люди не понимают, что происходит. Но вот он – запах бензина, а сквозь щели идет дым. Обезумившие от ужаса, они пытались выбраться. Но перед воротами по горящим телам стреляли из пулемета. В огне и под пулями погибли 149 человек, 75-ти из них не исполнилось и 16. Сердце холодеет, когда читаешь на обелиске «Каминская Юзя, 5 год». Хатынь – урок будущим поколениям. И очень своевременный.  

Вадим Гигин, председатель правления Белорусского общества «Знание»: «Мы видим, что сейчас происходит ровно то же. Буквально за какие-то считанные годы, таким же людям, как мы, в общем, это наши братья-украинцы, значительной части их переформатировали сознание. И при этом пытаются доказывать, что это и есть подлинный патриотизм. Безусловно, это болезнь, прежде всего социальная, болезнь, которую нужно лечить. Символом этого некого переходного периода в 2014 году стали события, трагические события, которые все, кто в курсе, называют второй Хатынью, или Одесской Хатынью. Когда людей просто за то, что они отстаивали свои взгляды, избили, загнали в Дом профсоюзов в Одессе и там же сожгли. И мы видим, что, к сожалению, большому, в отличие от Хатыни той, люди, которые совершили это преступление, пока остаются безнаказанными».

Это самое красноречивое доказательство, что люди плохо учат уроки истории. Неонацисты на улицах городов – это уже норма. Маршируя и зигуя, они будто гордятся преступлениями предков.  

Это особенно трудно понять белорусам. По оценкам экспертов, наша страна более, чем какая-либо другая в Европе, пострадала во время войны. Разграблены и разрушены города, экономика была отброшена на уровень 1913 года. За годы оккупации гитлеровцы провели более 140 карательных операций, на нашей территории существовали сотни лагерей, стерты с лица земли более 5 тысяч деревень вместе с мирным населением. Машина нацизма прокатилась по нам только за то, какой мы национальности. И за это должен быть ответ. 

Уголка в стране не осталось, где не знают, что такое война. И где бы не были побратимы Хатыни. До 40-х в Асташево было четыре десятка дворов и 180 жителей. Все изменилось после 30 сентября 43-го. Как и в Хатыни, каратели заперли в сарай и две бани людей и подожгли. В огне погибли 160 человек. Их и похоронили вместе. На братской могиле потом установили монумент, здесь погибали целые семьи, только Корниловых на плите – 19 человек. Чудом спаслись лишь подростки, успели убежать в лес. Они потом и возрождали деревню.   

Всех свидетелей по уголовному делу о геноциде почти год опрашивает Генпрокуратура. Таких уже более 13,5 тысяч. В том числе бывшие узники концлагерей. Ведутся исследования массовых захоронений. В работе более 2 тысяч архивных документов. Вещественные доказательства хранятся в музеях по всей стране. Учащимся юридического колледжа БГУ, конечно, знакомы ужасы войны. Но другое дело – увидеть доказательства и лично поговорить с теми, кто расследует трагедию. 

Правда, свидетелей тех трагических лет остается все меньше. Многие из них уже не поделятся своей историей. А говорить об этом важно и нужно. Сегодня прошли уроки истории по всей стране. Опять же – чтобы знали и помнили. 

Вспоминали жертв Хатыни сегодня по всей Беларуси. Это не только исторические уроки, вахты памяти, цветы к местам, где оккупанты издевались над белорусами. Каждый вносит свою лепту в сохранение истории – до некогда процветающей деревни патриоты Беларуси проехали в большой автоколонне. 

Ценить жизнь – это то, чему в первую очередь научила война белорусский народ. А еще говорить спасибо тем, кто до последнего патрона сражался на фронте, тем, кто приближал столь желанный для миллионов день. Ведь подвиги прошлого уже через время заставляют переосмыслить. 

Много лет назад на открытии мемориала Иосиф Каминский – выживший в хатынском огне кузнец – сказал: «Люди! Не допустите больше такого никогда!» Наставление, которое Беларусь помнит постоянно, а в Год исторической памяти – особенно.

Подписывайтесь на нас в Telegram