Путь становления демократии и изменения в Конституции. Что обсуждалось на конференции глав конституционных судов в Минске?

Именно эти люди стоят на страже основного закона в своих странах. Руководители конституционных судов Латвии, Кыргызстана, Болгарии, Азербайджана, России, Казахстана, Боснии и Герцеговины приехали в Минск в год 25-летия белорусской Конституции. Не критиковать, а обсуждать, куда двигаться дальше. Это важно! 

Именно эти люди стоят на страже основного закона в своих странах. Руководители конституционных судов Латвии, Кыргызстана, Болгарии, Азербайджана, России, Казахстана, Боснии и Герцеговины приехали в Минск в год 25-летия белорусской Конституции. Не критиковать, а обсуждать, куда двигаться дальше. Это важно! 

Чуть пристальнее журналисты смотрят на Хёрдис Кьерульф-Торгейрсдоттир. Оно и понятно – второй человек в Венецианской комиссии, независимом консультативном органе Совета Европы. За полным названием, Европейская комиссия за демократию через право – суть. У официального Минска с комиссией длинная история отношений, всё больше конструктивных. Президент не скрывает: он рассчитывает на продолжение сотрудничества, ведь Беларусь стоит на незыблемости права и конституционной законности. Так было и так будет. Нравится это кому-то или нет.

К вопросу реалий 1990 годов. Кто из адептов европейской демократии проходил через то, что выпало на долю Беларуси в девяностых? И что вообще они знают о Беларуси 2019 года? Такие встречи, без острых во всех смыслах углов, дают возможность судить о стране не по интернет-заголовкам. И чтобы снять вопросы, которые громкие заголовки рождают, Александр Лукашенко готов расставить все точки над «i» в так любимом многими слове «авторитаризм».  И критика ведь слышна не только в адрес Беларуси. Казахстан, Таджикистан (а там вообще прошли через войну) – это только примеры. Учиться на чужом опыте – никто не против. Но кто на этом уроке назвался учителем? Как тут не вспомнить устойчивое «торопись не спеша». Большие дела не делаются наспех. Тогда к чему подгонять? А тем более толкать в спину? 

Дорогу осилит идущий. Закон ведь живая материя. Александр Лукашенко убеждён: от тех, кто пишет, а главное, контролирует исполнение законов, зависит судьба человека, страны и даже мира. Но взять политиков: нарушая закон, они будто сбрасывают с себя груз ответственности.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: «Это конфликты, это войны в тех или иных регионах. Если так пойдёт и дальше, мы придем к новой мировой войне. Думаю, что это будет последняя война. Надо соблюдать международное право и внутренние законы. Беларусь не просто к этому готова, а всегда призывает к этому и будет всегда делать так, чтобы в мире был покой и стабильность».

И если для этого нужны изменения в основной закон – Беларусь готова. Работа над предложениями, как осовременить Конституцию, идёт полным ходом. 

Всё это рождает не спор, но живую дискуссию. Погружение в историю, сравнение основных законов. Зампред Венецианской комиссии несколько раз выразит благодарность за эту встречу. 

Хёрдис Кьерульф-Торгейрсдоттир, первый заместитель председателя Венецианской комиссии: «Для меня большая честь быть здесь. Это отличная возможность обменяться мнениями и лучшими практиками. Я считаю, что Президент Беларуси демонстрирует понимание важности диалога и поддержания демократии. Беларусь – социальное, демократическое, правовое государство. Обеспечивать верховенство права крайне важно. Сердце демократии – это интересы каждого отдельного человека». 

Без навязывания собственного мнения, без упрёков. Если возможно вывести некий лейтмотив, то он, пожалуй, таков: дороги у нас пусть и разные, но в одном направлении. 

Инета Зиемеле, председатель Конституционного суда Латвии: «Конечно, ваш Президент прав: каждый народ развивается в связи с разными историческими обстоятельствами. Это нормально. Но я бы сказала, что в европейской части нашего континента мы всё-таки – и это я тоже слышала от вашего Президента – ставим в центр три основных ценности: верховенство права, права человека и демократия. Это основа».

При этом Конституции Латвии уже исполнилось 97 лет, но разве страна стремится навязать её всему миру? Или Казахстан, к которому отсылал Александр Лукашенко, писал свою Конституцию по французской модели и не стесняется вносить коррективы. 

Кайрат Мами, председатель Конституционного совета Казахстана: «За эти годы у нас в Казахстане прошли три конституционные реформы. Последняя реформа 2017 года касалась перераспределения полномочий президента парламенту и правительству при усилении ответственности и самостоятельности этих органов». 

И это, кстати, созвучно заявлениям белорусского Президента о необходимости перераспределения властных полномочий. Но это не единственное обновление, которое ждёт основной закон. 

Пётр Миклашевич, председатель Конституционного суда Республики Беларусь: «Сегодня обсуждались вопросы устранения определённых препятствий, для того чтобы совершенствовался избирательный процесс. Поскольку в соответствии с Конституцией главным источником власти является народ, избирательный процесс необходимо совершенствовать именно в этом направлении».

В общем-то, сейчас Конституционный суд и занят тем, что вновь изучает мировой опыт, как это было 25 лет назад. Да, универсальный для всех стран закон не напишешь. Меняется время, история закручивает лихие сюжеты, но неизменным остаётся одно: верховенство права – и нет ничего выше. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
Операторы:
Дмитрий Буй
География:
Новости Минска