Делу время

Практически каждый третий работающий в нашей стране имеет своё дело. Количество предпринимателей увеличилось после принятия резонансного и одновременно революционного пакета документов о либерализации бизнеса – Декрета №7. 

На этой неделе Беларусь присоединилась ко Всемирной неделе предпринимательства. Она объединяет 170 стран мира.

Правильнее даже сказать продаётся! И не только на родине, но и за рубежом. А создан этот робот в нашей стране.

Основной продукт компании – роботы. Этого зовут Юрий. Ребята шутят, потому что Долгорукий. Казалось бы, выполняет простейшие манипуляции: перекладывает с места на место. Но именно эта железяка может заменить человека, к примеру, на заводе. Упаковать готовый продукт для Юрия не составит труда.

Ведь два года назад эта компания начиналась с пяти человек. Их энтузиазм привёл к увеличению штата до 35 работников. 

Плюс собственное производство. На вопрос, что нужно для успешного бизнеса здесь один ответ – хорошая идея. 

Евгений Коваленко, начальник отдела маркетинга компании-производителя роботов: «Заработок денег является не самым главным в жизни. А идея, творческая самореализация, она гораздо важнее. Если говорить о развитии проекта – это люди, без подходящих не запустить проект».

Будущее, уверенны эксперты, именно за такими компании. Простая схема «купил-продал» пусть до сих пор и работает, но уже не эффективна. Важно создавать! А крупное это или маленькое предприятие – исключительно амбиции бизнесмена.  

Дмитрий Матусевич, заместитель министра экономики Беларуси: «Бизнес крупный развивается своим путём, в рамках субподряда туда могут привлекаться и малые компании. Поэтому цель, которая стоит в программе поддержки предпринимательства – это увеличение доли именно малого и среднего предпринимательства. Потому что во всех странах оно является драйвером экономического роста». 

Сейчас здесь собирают пробные модели беспилотников, потом их тестируют. Уже совсем скоро будут продавать. Компания молодая. Работают с апреля этого года. Следующий этап – собственное производство. В индустриальном парке «Великий камень». Капитал белорусский и китайский. При выборе страны для инвестиций у зарубежных партнёров дилеммы не стояло. Уж очень привлекательные условия для ведения бизнеса.

Чжэньтан Ли, первый заместитель генерального директора компании-производителя авиационных комплексов: «Для компаний предлагаются очень хорошие условия. Благодаря чему мы смогли начать деятельность и уверенно двигаться дальше. К примеру, в парке «Великий камень» хорошо налажена процедура регистрации новых резидентов. Есть услуга «Одно окно», через которое можно решить быстро и эффективно все вопросы».

Только так! На взаимопонимании и доверии, по мнению владельцев компании, строится настоящий бизнес. В Беларуси это понимают. Исключить бюрократические проволочки, упростить вход и выход из бизнеса, послабить налоговую нагрузкуОколо года назад в стране было принято волевое решение – всевозможные преференции для предпринимателей. Всё официально прописали в пакете документов по либерализации бизнеса. И уже сегодня есть результат. 

В Беларуси отмечается устойчивый тренд: количество вновь регистрируемых субъектов предпринимательства больше, чем количество закрывающихся. За девять месяцев 2018 года этот показатель по коммерческим организациям составил +691, по индивидуальным предпринимателям +3 250 человек. 

Алекс Кремер, постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси: «Всё зависит от политического желания, желания правительства развивать частный сектор. Потому что во многих странах мы видим, как ситуация в частном секторе меняется к лучшему, например, как в Грузии. И так же мы видим примеры, когда страны принимают прогрессивные законы, но при этом реализация их далека от того, что написано. Государство в Беларуси сейчас действительно занимается созданием благоприятных условий для бизнеса».

А как иначе? Ведь вклад малого и среднего бизнеса в экономику страны переоценить невозможно. Сегодня уже на его долю приходится треть всех налоговых поступлений. А это деньги, которые идут на развитие образования, медицины и инфраструктуры. К тому же это ещё и рабочие места. В малом и среднем бизнесе сейчас как на себя, так и по найму, трудится треть от всех работающих белорусов, а это один миллион 322 тысячи человек.

Александр Чудаков уверен, кто хочет заработать, тот заработает всегда. Ещё 20 лет назад начинал с печати рекламы на зонтах для летних кафе и тентах. Потом дело пришло в упадок. Ситуацию прочувствовал вовремя. Коммерческая жилка подсказала – заработать можно на сувенирах.  

Александр Чудаков, учредитель производственного предприятия: «Рынок же меняется, трансформируется. Появились машины, как мы говорим кнопочные технологии. Печатать на фанере никто не хочет. Но каждый занимает свою нишу, кто-то печатает визитки, наклейки. А здесь очень много возни. И молодое поколение просто лентяйчики».

Сына воспитал иначе. Теперь бизнес семейный. Дмитрий Чудаков, судя по всему, унаследовал отцовские гены. Потому анализом рынка теперь занимается он. При этом нашли здоровый баланс – не всё здесь по старинке. Чтобы успевать за желаниями клиентов – оборудование современное и подходы к заказам.

Дмитрий Чудаков, директор производственного предприятия: «Есть такие же компании, как мы, которые где-то на дне. Жалуются, что заказов нет, всё плохо. Мы стараемся, изучаем рынок, делаем новые изделия, которые рынок приветствует, какие-то отталкивает».

Не все открывшиеся компании выживают – это мировая тенденция. Бизнес всегда был, есть и будет определённым риском. Что-то зависит от жизнеспособности идеи (как в случае с компанией по производству роботов), что-то от состояния рынка (об этом после запуска предприятия по выпуску беспилотников точно смогут сказать китайские партнёры), а что-то (как в случае семьи Чудаковых) от умений самих предпринимателей. Важно создавать собственную формулу успеха. Будут это новые технологии или хорошо забытые старые. По жёстким законам бизнеса – важна только прибыль. 

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Корреспонденты:
Влада Карницкая