Белорусские предприятия откроют совместные производства в Ставропольском крае России. Речь идёт не только о традиционных тракторах и грузовиках. Обсуждаются проекты и в легковом машиностроении. В свою очередь ставропольские бизнесмены готовы инвестировать в Беларусь. Это лишь первые итоги визита в Минск делегации этого российского региона. Ключевые переговоры сегодня проходили во Дворце Независимости на встрече Президента с губернатором Ставрополья.
«Воздух там чист, как молитва ребёнка», – так про эти места писал Михаил Лермонтов. И поэт не приукрасил. Ставрополь буквально пополам разделяет 45-я параллель. Город расположен на равном расстоянии от Северного полюса и Экватора – эту климатическую зону называют самой оптимальной для всего земного шара. Пятигорск, Кисловодск, Есентуки – эти курортные города тысячи белорусов помнят ещё с советских времён, когда всесоюзные здравницы щедро поили гостей минеральной водой и погружали в грязевые ванны. Сегодня услуги по оздоровлению предлагают около 200 санаториев и пансионатов Ставрополья. Один лишь курортный потенциал края мог бы стать основой экономики для среднего государства, но природа дала этому региону гораздо больше. Обширные месторождения нефти и газа в недрах покрывает плодородный чернозём. В последние годы аграрный сектор региона активно растёт, едва ли не удваивая урожай каждый сезон. При этом около половины местной сельскохозяйственной техники сделано в Беларуси.
Визиты глав российских регионов в Беларусь – это уже отработанная годами схема. Такие контакты, зачастую укреплённые не только деловыми, но и дружескими связями, как правило, дают стимул торговле и кооперации. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров был в Беларуси с большой делегацией в прошлом году, что не замедлило сказаться на экономическом сотрудничестве.
В 2016-м году товарооборот Беларуси и Ставропольского края вырос на 9%, превысив 140 млн долларов. Из них белорусский экспорт составляет почти 100 миллионов. От поставок тракторов до чулочно-носочных изделий и продуктов питания. В основе импорта – полимеры этилена, шерсть, счётчики подачи газа и минеральная вода. Александр Лукашенко отметил позитивную динамику взаимной торговли, но подчеркнул, что этот рост произошёл после двухлетнего падения.
У Ставрополья большие планы по развитию виноградарства. У Беларуси и для этой сферы есть специализированная техника, хорошо показавшая себя на виноградниках Грузии. Для развития оздоровительной инфраструктуры группы курортов Кавказские Минеральные Воды могут широко использоваться белорусские строительные и отделочные материалы, мебель, бытовая техника. Специалисты из Беларуси готовы принять участие в строительстве и реставрации объектов.
Ещё одна перспективная ниша – в сфере инноваций. Белорусские учёные готовы к совместным проектам от робототехники до биотехнологий. Транспорт будущего делегация Ставропольского края сегодня оценила на «Белкоммунмаше». Электробусы – выгодная перспектива в сфере пассажирских перевозок. Для них не нужна дорогостоящая инфраструктура. Без проводов и подзарядки аккумуляторов заполненный пассажирами экологичный транспорт может проехать более 15 километров. Большинство комплектующих – белорусские. 20 электробусов скоро начнут работать в Минске. Так, отечественный электробус уже тестируется на улицах Москвы, обсуждаются детали заказа из Тегерана. Это как раз то, что нужно и для курортного края, который делает ставку на экологию.
Другие перспективные проекты сегодня обсуждали на совместной контактно-кооперационной бирже. В Минск приехали крупные бизнесмены Ставропольского края: от производителей сельхозпродукции и минеральной воды до представителей компании по переработке отходов. Первые договорённости уже закрепили письменно.
Людмила Анисимова, вице-президент Торгово-промышленной палаты Ставропольского края: «Подписано соглашение в Министерстве промышленности о создании в особой экономической зоне в Гомеле предприятия по производству пищевой упаковки».
Крупные поставки техники в лизинг и по льготным кредитам сегодня обсуждали в правительстве. Весомую прибыль сулят и совместные проекты в сфере машиностроения, и речь идёт не только о сборочных производствах белорусской техники.
В Ставрополье так же, как и в Беларуси, развивают совместное производство легковых автомобилей с Китаем. Однако чтобы в дальнейшем продавать эти машины на рынке Евразийского экономического союза, локализация должна быть не менее 50%. То есть половину китайских комплектующих необходимо заменить своими. Поэтому борисовский завод может скооперироваться со ставропольцами, так как детали, произведённые в любом из государств ЕАЭС, засчитываются в собственную локализацию. Юридическую базу отношений главы правительств Беларуси и Ставропольского края закрепили в соглашении о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве.
Подписывайтесь на нас в Telegram