Сегодня вновь на слуху Декрет «О предупреждении социального иждивенчества». Списки тех, кто попадает под его действие, скорректировали. Это, пожалуй, самое важное изменение из тех, что накануне внёс Президент.
Решение доработать Декрет было принято в декабре по итогам совещания у Главы государства. И вот теперь стало ясно, кого освободили от уплаты сбора, а кому по-прежнему придётся платить, и в каких случаях размер сбора может быть снижен.
Гомельчанин Александр Ветер уже несколько лет работает в Москве – он специалист по маркетингу и одновременно диджей в одном из заведений. На днях приехал к родным и обнаружил дома извещение из налоговой о необходимости уплатить сбор на финансирование государственных расходов. Первая реакция – недоумение. Александр не мог поверить, что его причислили к тунеядцам, обратился в налоговую инспекцию. Там попросили предоставить подтверждающие документы.
Александр Ветер, житель г. Гомеля: «Я просто тружусь в другой стране, это не значит, что я ничего не делаю. Поскольку я не проживаю на территории Республики Беларусь более 183 дней, это один из пунктов, который помог принять положительное решение об аннулировании моего извещения и освобождении от уплаты данного сбора».
Александру удалась доказать, что он законопослушный налогоплательщик. Гомельчанин не единственный, кому по ошибке пришло подобное извещение. Проблема в том, что единой базы пока нет – списки тунеядцев формируют несколько десятков ведомств. Ирину также сначала записали в неплательщики. Молодая мама и рада бы устроиться на работу, но нет возможности. Избежать необходимости платить социальный сбор позволят поправки в декрет.
Ирина Мельник, житель г. Гомеля: «Ребёнок очень болезненный, и в связи с этим я с ним нахожусь дома. Хорошо, что мне вот так быстро все аннулировали, сняли нужные документы для аннулирования, и я теперь не тунеядка».
О необходимости внести коррективы в Декрет о предупреждении социального иждивенчества говорили ещё в начале декабря на совещании у Президента. Главное требование Александра Лукашенко – документ должен соответствовать принципам социальной справедливости. Если есть недостатки – их нужно устранить. Новый нормативный акт уточняет категории тех, кто не относится к тунеядцам. Это спортсмены, которые значатся в списках национальной или сборной команды Беларуси, безработные, которые состоят на учёте в центре занятости или обучаются по направлению и не имеют нарушений, а также те, кто проходит альтернативную службу. Не придётся платить налог и родителям, воспитывающим детей до семи лет, правда, при условии, что ребёнок не посещает детский сад.
Михаил Рассолько, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси: «Эти изменения были вызваны жизненной необходимостью, в том числе и обращением с мест. Поэтому здесь такой симбиоз, наверное. То, что требовало законодательство и жизненная необходимость».
Кроме того, теперь местные исполнительные органы могут по своему усмотрению освобождать от уплаты сбора тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Скидка на непредвиденные обстоятельства, которые могут случиться с каждым.
Александр Копытков, первый заместитель Комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома: «Какая эта ситуация может быть: это тяжёлое заболевание после получения тяжёлой травмы, это низкооплачиваемая работа – каждый наниматель сегодня хочет видеть здорового человека, в первую очередь, но не инвалида. Это инвалидность, которую получает человек, это ДТП, в которое может попасть любой, а также может быть тяжёлая кредиторская задолженность. То есть каждый исполнительный комитет на уровне местной власти будет рассматривать индивидуально каждого человека».
Кроме того, изменения в декрет позволят налоговым службам уменьшить сумму сбора, если, например, гражданин в течение года выплачивал подоходный и единый налог, либо применял упрощенную систему налогообложения. Для тех, кто не работал более полугода, сумма возмещения осталась прежней – 20 базовых величин, на сегодняшний день это Br460 рублей. Впрочем, и специалисты это подтверждают, в реализации документа немаловажную роль играет так называемый человеческий фактор. Не все ситуации можно прописать в законе.
Татьяна Юшкевич, начальник управления комплексного анализа Министерства труда и социальной защиты: «Например, к нам обращалась серьёзная благотворительная организация по реабилитации лиц с алкогольной зависимостью. И там действительно люди проводят большую работу по реабилитации этих лиц, и мы знаем, что человеку сложно выйти из такого состояния. И когда вот эта возможность даётся – это тоже важно. Но заложить такую норму в декрете тоже сложно. Ведь есть такой момент о том, что может случиться, когда это станет предметом, когда все благотворительные организации захотят этот момент определить».
По оценке экспертов, восстановление фискальной справедливости не налогом, так сбором – главная, но не единственная цель декрета. Куда важнее создать меры для стимулирования трудоспособного населения к труду и вывода предпринимателей из налоговой тени.
Александр Плащинский, проректор международного университета «МИТСО»: «Закон должен быть направлен на повышение социальной ответственности тех граждан, которые могут не участвовать сегодня в экономической жизни страны, но имеют определённый доход. Или те люди, которые уклоняются от экономической деятельности. Сам закон может дисциплинировать граждан, в том числе и дисциплинировать бизнес».
Срок направления извещений плательщикам продлен до 20 января, а время уплаты сбора до 20 февраля этого года. На данный момент налоговые службы разослали 400 тысяч извещений, около 24 тысяч человек сбор уже оплатили, в бюджет страны поступило Br7 млн. Опыт Беларуси по борьбе с социальным иждивенчеством сейчас активно обсуждают в России (министерство труда уже выступило с соответствующей инициативой), а также в Казахстане. Не исключено, что партнёры по Евразийскому экономическому союзу в борьбе с тунеядством последуют примеру Минска.
Подписывайтесь на нас в Telegram