Дать шанс тем, кто хочет вернуться. Подробности Указа Президента о создании комиссии для работы с желающими вернуться в Беларусь

Сегодня Александр Лукашенко принял с докладом генерального прокурора Беларуси

Дать шанс тем, кто хочет вернуться. Подробности Указа Президента о создании комиссии для работы с желающими вернуться в Беларусь

Акт доброй воли государства. Президент подписал указ о создании комиссии для работы с желающими вернуться на родину. Это документ для тех, кто действительно раскаялся, извинится перед народом и получит этот шанс – снова обнять родных и вдохнуть воздух родины.  

Все тонкости процесса обсудили сегодня во Дворце Независимости. Александр Лукашенко принял с докладом генерального прокурора. На ведомство возложена миссия как раз таки создания комиссии и работы с теми, кто будет возвращаться. И здесь предстоит индивидуальный подход. Ведь не все, кто уехал, преступники. Многие действовали на эмоциях. 

Обратиться можно будет в письменном или электронном виде. Решение будет приниматься открытым голосованием. В общем, процесс запущен. Шанс есть! А вот использовать его или нет, дело добровольное!

Когда во Дворце генпрокурор, жди вопросов соблюдения законов. Но с учетом последних событий Андрей Швед в первую очередь ассоциируется с решениями по так называемым «беглым». О том, что нужно дать шанс тем, кто хочет вернуться и не представляет угрозы государству, Президент обозначил в начале года. Закономерно – дело за решением.

Однако Александр Лукашенко начал с не менее значимого вопроса. Оценка криминогенной обстановки и все ли делается, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. И здесь уже не до отчетов, назрел большой обстоятельный диалог. А все ли в состоянии договориться?!    

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Под верховенством прокуратуры давайте мы соберем весь силовой блок по итогам прошлого года. И поговорим откровенно о задачах и недостатках, самое главное – недостатки всего силового блока, в том числе и армии. Есть некая у меня настороженность, это наш недостаток, что мы вот в таком составе не говорим о проблемах армии, прокуратуры, следственных органов, МВД, КГБ в целом, собрав их вместе. Все-таки это люди, которые выполняют похожие, схожие задачи, очень важны контакты. Следственный комитет должен видеть, чем живет армия. Прокуратура-то понятно: вы тут постоянно в контакте. Естественно, что я должен выступать и говорить о задачах и определенных недостатках. Но и вам надо подготовиться, чтобы дать анализ правовой ситуации в силовом блоке. Послушаем силовиков, что они скажут».

Безопасность в эти дни – ценность особенная. Потому так важна согласованная работа всех ответственных. Впрочем, мир и спокойствие – давно визитная карточка страны.

Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «На должном уровне обеспечивается общественная безопасность и защита наших граждан от преступных посягательств. Это обеспечивалось и в прошлом году. В целом количество зарегистрированных преступлений осталось на уровне 2021 года».

Одна из самых громких тем, которой сейчас занимается Генпрокуратура, – расследование о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Уголовный процесс был начат в апреле 2021 года. Раскрываются новые чудовищные факты преступлений нацистов, белых пятен в истории становится меньше. Впрочем, истинные масштабы той трагедии сложно понять и осознать тяжело. А вот задокументировать самое время: конкретные лица из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто. Ход дела, что логично, под контролем Президента.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Кроме вас, прокуратуры, никто не занимается. Вижу, что вы активно это делаете, молодцы. Это очень нужно. Это останется в истории навсегда».

Запрос на справедливость как никогда актуален. И не только в историческом разрезе. Здесь и сейчас тоже. На фоне 2020 года по разным причинам кто-то уехал из страны. Кто-то хочет вернуться, но не уверен в последствиях. Или в тех своих поступках. Объективно – не все из них преступники. Поручения Александром Лукашенко были даны – комиссия создана, в которой две трети – представители общества, лидеры мнений. Они и дадут оценку, что это было. Эмоции или сознательное нарушение закона?

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я сегодня подписал Указ, который подготовлен группой специалистов во главе с вами, о рассмотрении обращений находящихся за рубежом граждан Беларуси по вопросам совершений ими правонарушений. Я посмотрел и состав, и прочее. Если мы чего-то тут в Указе не предусмотрели, достаточно власти генерального прокурора для того, чтобы задействовать весь государственный аппарат, госслужащих для того, чтобы решить эту проблему с теми беглыми».  

Дело резонансное. С одной стороны – люди, которые хотят вернуться на родину (и есть аргументы: здесь семьи, недвижимость или просто понятно стало – милее дом родной), с другой – закон. Если нарушил, отвечать придется. При этом Президент требует тщательный подход к каждому делу.  

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Надо смотреть не только беглых, ну, кто-то из-под плинтуса вылезет. Они же понимают: мы их все равно найдем. Все равно найдем. Кто-то обратится в комиссию. Ну, комиссия уже разберется. По составу комиссии: правильно сделали, что предлагаете туда людей, которые в 2020 году кто-то потерпел, против кого-то совершались или были попытки совершения террористических актов».

Есть еще и третья сторона. Как были желающие торговать интересами народа, так и остаются. Оно и понятно: кому хочется терять электорат и западных спонсоров, которые, по сути, кормят.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я вот так наблюдал за СМИ последнюю неделю. Там шум поднялся. Особенно в штабах – тихушки-лохушки эти в Литве, Польше взбесились. Я хочу еще раз сказать, и люди чтобы понимали. Сейчас они там на безденежье сидят. Запад будет финансировать только конкретные мероприятия. Желательно такого радикального плана. И даже уже не уровня 2020 года. То есть все, кто поперек горла встал, всех убрать. Это будет финансировать Запад. Ну, вот они там кричат, что миллион с Беларуси сбежали – вот они в Польше, Литве и Украине, как гиены, стоят по периметру и щелкают зубами. Никаких там миллионов нет. Кто-то называет 2 тыс., кто-то до 4 тыс. Неважно, сколько. Но они этим подтверждают свою решимость и возможность тут что-то совершить. Вплоть до серьезных терактов. И если Запад видит, что за ними кто-то стоит, хоть небольшая группа людей, столько и денег дадут на существование, и они боятся, что часть этих людей, а не дай бог большинство, уедет в Беларусь, обратится в эту комиссию. Тогда и денег нет. А кушать-то хочется».

Президент не раз говорил: страна не примет тех, кто намерен разрушать ее. А ведь не каждый нашел ту жизнь, за которой ехал за рубеж. И хорошо устроился. Кто-то вовсе идет зарабатывать на войне в нацбатальонах. Такие люди в Беларуси приравниваются к боевикам и террористам. И им путь домой заказан.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы никого, Андрей Иванович, сюда не должны тянуть. А так там уже пошла волна: "Вот мы тут, Лукашенка хоча iх сюда зацягнуць і пасадзіць". Вот прочитают Указ и будут видеть, как будет работать комиссия. Мы никого не собираемся априори сажать, но если заслужил эту посадку, так он, наверное, и в эту комиссию не пойдет. Пойдет – рассмотрим. Все будет по закону. Но главное – не тащите их сюда силой».

По сути, это государство делает шаг навстречу к тем, кому это самому надо. У власти, понятное дело, свой интерес – гражданское согласие и минимум напряжения. И комиссия из 30 человек, которые будут собираться по мере необходимости, – лишь один из инструментов сглаживания острых углов. Генпрокурор рассказал, как это будет работать.

Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «Если мы приходим к пониманию, что человек ошибся, поддался эмоциям, влиянию (ведь мы с вами хорошо помним, какая была информационная прокачка, какое было колоссальное давление, кто-то поддался, но сейчас искренне раскаивается), мы рекомендуем правоохранительным органам принять процессуальное решение, например, о прекращении уголовного преследования. И об этом пишем человеку: "Да, в отношении Вас имелось уголовное судопроизводство, принято такое-то решение такого-то числа, и Вы вправе спокойно въехать, никаких претензий к Вам нет».

Проволочки обещают исключить – на рассмотрение заявлений до 2 месяцев, по решению председателя комиссии возможно до 3 месяцев. Каждая ситуация индивидуально пройдет тщательную проверку. Генпрокурор рекомендует ничего не скрывать. Если вскроется какое-то преступление, закон для всех одинаков.

Андрей Швед, генеральный прокурор Беларуси: «И, самое главное, если это лицо, получив на руки документ о том, что к нему нет претензий, или изменена мера пресечения, или принято какое-то иное решение, которое, по мнению этого лица, позволяет ему спокойно въехать в Республику Беларусь, определена также гарантия, связанная с тем, что в случае возникновения каких-либо претензий со стороны государственных правоохранительных органов только с согласия генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, могут применяться меры процессуального принуждения либо приниматься какое-то правовое решение».

Если надо, к работе подключится и Президент – есть еще такой механизм, как помилование. И государство шанс дает. Было бы желание у другой стороны. Но в основе по–прежнему останется справедливость.

Фото: пресс-служба Президента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Влада Карницкая
География:
Беларусь