​Главным товаром наступивших праздников, вне всякого сомнения, являются цветы. А ещё точнее – тюльпаны. И я не сомневаюсь, что после нашего следующего сюжета вы будете смотреть на них другими глазами.

Главным товаром наступивших праздников, вне всякого сомнения, являются цветы. А ещё точнее – тюльпаны. И я не сомневаюсь, что после нашего следующего сюжета вы будете смотреть на них другими глазами. Анна Волковец продолжает серию репортажей «Контуров» о предприятиях, создающих новую белорусскую экономику.

Эта история началась в XI веке, когда персидскому шейху из самого сердца диких степей принесли невиданной красоты цветок. Он назвал его дюрбаш, уж очень был похож бутон на тюрбан, и приказал вырастить такие во дворе – себе на радость и гостям на удивление….

«А вот и наше богатство! Тюльпаны я вам показываю цвета света, богатства, золота, счастья, солнца!»

История белорусского хозяйства «Находка Полесья» тоже началась практически с собственного сада. 15 лет назад перед домом они посадили 5 тысяч луковиц – это примерно две вот такие (см.видео – прим.ред.) небольшие клумбы. Когда получилось продать все тюльпаны, поняли, что вместе с цветами собственноручно вырастили и идею бизнеса. Сегодня в хозяйстве 23 теплицы и этой весной в них созрели 3,5 миллиона бутонов. Здесь надеются, что скоро все они окажутся в вазах своих покупателей.

Начинали в Пинске, а вот когда шести соток возле дома стало не хватать, вернулись на свою малую родину – в деревню Тышковичи – здесь арендовали участок в 300 гектаров, на двух эксперимента ради поставили теплицы, остальное засадили привычными и прибыльными – картофелем и морковью.

Татьяна Котковец, директор хозяйства: «Это семейный бизнес, потому что у нас работают сыновья, невестки, племянник с женой, то есть костяк хозяйства именно родственники».

За семь лет штат хозяйства вырос до 23 человек, ещё 60 нанимают в сезон уборки тюльпанов. В первые годы, рассказывает Татьяна, буквально с букетами в руках сами стучались в двери магазинов. Но с появлением больших теплиц пришлось создавать отдел маркетинга. Бизнес вышел на новый уровень.

Маргарита Котковец, сотрудник хозяйства: «У нас есть республиканская база цветочных магазинов, мы делаем рассылку писем с каталогом, каждый год у нас новый каталог и новый ассортимент. Также у нас есть сайт и мы включаем контекстную рекламу с декабря месяца, есть реклама на радио. И клиенты больше сами нас находят, чем мы их».

Разобраться в правильном ценообразовании помогает покупатель. Как бы ни хотелось получить больше прибыли здесь и сейчас – важнее завоевать и удержать рынок. Таковы тактика и стратегия. Тем более, в кризисные времена.

Татьяна Котковец, директор хозяйства: «Проанализировали продажи прошлого года: сколько было потенциальных покупателей, но они не купили, потому что мы дороже продавали. Но мы можем продавать дешевле и возможность на расширение по покупательской способности у нас имеется».

Трудности были и в отработке методики выращивания цветов. Пусть тюльпаны «болеют» довольно редко, здесь есть риск потерять всё. Во-первых, повреждённый цветок точно не купят, а во-вторых, в случае поражения одного растения, под угрозой вся теплица. Только круглосуточный осмотр даёт свои результаты. Дальше выяснили, что в Беларуси тюльпан – продукт исключительно сезонный. Самый большой спрос на весенние цветы – в преддверии Международного женского дня – на 8 марта и делают ставку.

Татьяна Котковец, директор хозяйства: «К тюльпанам больше всего приемлема пословица “дорога ложка к обеду”, 9 марта они уже никому не нужны».

Как только речь стала идти о заказах на миллионы цветков, связались с профессионалами – летали к голландским коллегам. Там популярна гидропоника – выращивание в искусственном грунте. Но с такой технологией решили не экспериментировать: всё же растения, выросшие в земле «по-старинке», хоть и требуют больше внимания, зато их бутоны крепче и насыщеннее. Правда, луковицы закупают в Нидерландах, своих в Беларуси пока нет.

Татьяна Котковец, директор хозяйства: «В нашу стоимость заложена стоимость луковицы, отопление, работа людей. И если учесть нашу рентабельность и расходы, магазины (а это только налог и их работа), я думаю, что мы зарабатываем раза в три меньше, чем те, кто у нас покупает!».

Из Голландии привезли и кое-что из необходимого оборудования. Сто тысяч – и в хозяйстве появилась линия, которая помогает в отборе, подсчёте и упаковке цветов. А в остальном выращивание тюльпанов по-белорусски – труд исключительно ручной. В ноябре на строго вымеренном расстоянии высаживают луковицы, между ними, как и на обычных грядках, проводят шланги, которые обеспечивают систему капельного полива. Теплицы начинают отапливать за полтора месяца до первых продаж. В деревне газа нет, спасает собственная котельная. Иностранные коллеги до сих пор восхищаются, как землю для тюльпанов белорусам удалось согревать… торфом, то есть, по сути, той же землёй.

Антон Котковец, сотрудник хозяйства: «Пользуемся мы белорусскими котлами в связи с тем, что цена-качество соответствуют, очень довольны, но, конечно, для дальнейшего развития очень не хватает газификации. Автоматики нет, всё делается практически вручную. Был бы газ, было бы совсем по-другому».

К моменту сбора на помощь приходят специально нанятые сотрудники. «У женщины очень нежные руки, поэтому мы не доверяем мужчинам, у нас работают одни женщины!».

В хозяйстве ежегодно увеличивают продажи. Но основательно и постоянно работают над понижением себестоимости производства. Весь процесс уборки – авторская технология.

Татьяна Котковец, директор хозяйства: «Всё собственного производства: эти стоечки, эти ящики, это всё мы придумали сами, как эффективно работать и более дёшево».

После того как тюльпаны собраны и расфасованы, их перевозят в специальное хранилище. Здесь при температуре +2 градуса цветы в бутонах могут храниться месяц. Отсюда их и забирают оптовики. В этом году половина цветущего урожая традиционно «уехала» в Москву, а пробные 100 тысяч – к новому партнёру.

Татьяна Котковец, директор хозяйства: «В этом году у нас появился новый рынок сбыта – это Казахстан. Мы надеемся, что наш цветок понравится потребителю Казахстана, и если наши надежды оправдаются, то в будущем мы можем сработать по-крупному!».

Каждый год после отправки тюльпанов здесь отслеживают, какие сорта «уходят» быстрее. За последние 10 лет вкусы покупателей кардинально изменились. Если раньше теплицы на 90% были красными, то сейчас покупатели предпочитают жёлтые и фиолетовые цветы.

Сегодня цветы из самого сердца белорусского Полесья украшают праздники жителей сразу трёх стран. Так получилось, что одна семья сделала маленькую деревню Тышковичи столицей белорусских тюльпанов.

Когда все тюльпаны будут собраны, чтобы земля «не пустовала», теплицы заполнят зелёным луком. С его всесезонной продажей проблем не бывает. А с прибылью отправятся за новыми луковицами цветов, чтобы следующей ранней весной дело трудолюбивых полешуков снова зацвело.

Подписывайтесь на нас в Telegram