Необычность постановки Театра на Берсона начинается ещё до её начала. «ТварЪ» – исследовательский проект, в котором актёры изучали тему современного конфликта белорусского общества и, определив его корень, писали пьесу, вплетая в повествование стихи и музыку белорусских классиков.
«А давайте сыграем в популярную белорусскую игру», – предлагает режиссёр спектакля-притчи «ТварЪ» Роман Шидловский ожидающим начала зрителям. «Какая? Называется "чарга"», – раскрывает карты.
Площадка – нестандартная. Сцена спектакля – комната, закрытое пространство с входной дверью. И впускают в этот зал по одному. По очереди. Необычно, да? Когда один человек заходит, то сквозь щель можно уловить лишь синий прожектор и звуки доносящихся цимбал.
Вакол мяне кветкі прыгожа красуюць.
Маркотна між іх я хаджу адзінок,
Аж бачу - мне сіняй галоўкай ківае
Наш родны, забыты ў цяні васілёк.
"Здароў будзь, зямляча!" Чуць бачны ў даліне,
Панура, нявесела шэпча ён мне:
"Ўспамянем, мой дружа, ў багатай чужыне
Аб беднай, далёкай сваёй старане".Максiм Багдановiч. На чужыне
И вот приходит очередь, дверь открывается… Зритель – внутри.
О, край родны, край прыгожы!
Мілы кут маіх дзядоў!
Што мілей у свеце Божым
Гэтых светлых берагоў,Якуб Колас. З паэмы "Сымон-музыка"
Сложно описать, какие эмоции переполняют, когда находишься внутри. А вот на выходе охватывает дикое желание пересмотреть всё заново. Услышать эти диалоги, стихи, песни – всё заново. Потому что тронуло, потому что задело, потому что что-то внутри отозвалось на «родную мову».
Матуліны рукі
Нас цешаць, галубяць,
Так шчыра, як маці,
Ніхто нас не любіць.
Матуліны рукі -
Адзіныя ў свеце,
Шануйце, любіце
Заўсёды іх дзеці.
Вера Вярба. Матуліны рукі
Кажется, реальная житейская история – прибилась дворняга. Главный герой приходит сдать щенка в приют. Как ему кажется, что на время, пока не вернётся с заработков из России. Он совсем не знает о том, что в этом месте животных усыпляют. Но когда понимает, какая участь ждёт это маленькое создание, перед мужчиной стоит выбор, который неразрывно связан с его судьбой.
В простой жизненной ситуации столько символизма. Столько сложных терзаний и переплетений.
Трэба дома бываць часцей,
Трэба дома бываць не госцем,
Каб душою не ачарсцвець,
Каб не страціць святое штосьці.
Рыгор Барадулiн. "Трэба дома бываць часцей"
И только после прочтения актёрами второго или третьего стиха приходит понимание, что постановка совсем не о собаке. Создатели затронули сложную тему – отношение людей к своей стране, в частности к Беларуси. Изначально название спектакля «ТварЪ» наводит на мысль о том, что речь пойдёт о не очень хорошем человеке. Только потом приходит понимание, что в этом слове и состоит главная игра букв, понятий и языков.
Не прадавайце дом бацькоў
Я заклінаю ўсіх сыноў:
Хай будуць цяжкасці любыя,
Не прадавайце дом бацькоў.Павел Саковіч
В спектакле тонкой линией – игра на цимбалах. Звучание струн возвращает к культурному наследию, создаёт атмосферу прошлого, национального. Полный музыкальный подбор делала солистка по цимбалам Белгосфилармонии Ирина Крикунова.
Каждый однажды задавался вопросом: жить в своей стране или уехать за границу? И у каждого свой ответ – он в наших поступках. Не теряет ли человек что-то большее, чем кусок земли, уезжая за рубеж? Может, порой, и сложно на родине, но это то, что навсегда останется в душе, в крови.
Важное дополнение жанр спектакля – притча без нравоучений. Есть герои, есть сюжетная линия, есть трудности и потери у каждого. И пройдя этот сложный жизненный путь, они пытаются разобраться в своих ошибках, несбывшихся мечтах, а также ответить на вечный вопрос: почему же так сложно прожить жизнь, как хочется? Спектакль о важном, о повседневном, о потерях и самых дорогих вещах. Понимаем ли мы, кто мы есть? Если вы затрудняетесь ответить, стоит посетить этот спектакль.
Фото: teatrnanemige / Instagram
Подписывайтесь на нас в Telegram