Ослабление валют основных торговых партнёров на фоне непредсказуемого падения цен на нефть. Таковы реалии последнего времени. Как преодолеть экономический спад, говорили на совещании с участием Президента. Александр Лукашенко открыт для предложений, в первую очередь – от правительства, но в целом не видит необходимости менять курс, которым идёт государство.
Главные ньюсмейкеры последнего времени – цена на нефть и курс валют. И всё чаще их называют непредсказуемыми. Возможно ли в такой ситуации просчитать развитие белорусской экономики на несколько шагов вперёд, говорили на совещании с Президентом.
За новостями на нефтяном рынке, похоже, следит едва ли не весь мир. Заголовки сменяют друг друга. То «цены на нефть вернулись к 32 долларам за баррель», то «вновь упали ниже 30». На стоимость нефти повлияла даже снежная буря в США. Циклон ушёл – и котировки пошли вниз. Сегодня чёрное золото продолжает терять в цене из-за своего избытка. Вот такая золотая лихорадка наших дней. Так почему нельзя просто сократить добычу нефти – эксперты говорили много, сегодня всё больше рассуждают: где же дно?
Вадим Иосуб, старший аналитик компании «Альпари»: «Утверждать, что это дно, нельзя, потому что не устранена ещё фундаментальная причина падения цен на нефть. Это превышение мировой добычи над спросом. При этом дно – это если не нынешний уровень, то где-то близко. Сейчас звучат какие-то катастрофические сценарии, что нефть может упасть до 15-20 долларов за баррель. С моей точки зрения, такие цены нереальны. Но в принципе вернуться к 27, опуститься до 25 – это не обязательно, но теоретически это может произойти. Это не заговор, не сговор, это простой экономический цикл».
Накануне в Организации стран-экспортёров нефти признали: картель пойдёт на сокращение добычи только в случае, если то же сделают и вне организации. Тем временем Соединённые Штаты, не входящие в ОПЕК, подсчитывают свои запасы. Именно эти цифры смогут повлиять на ситуацию. В ожидании и Россия. Ведь нефть – главная статья российского экспорта.
Российский рубль снова падает вслед за дешевеющей нефтью. Как на американских горках. Последние дни рубль показывал подъём, и всё равно российская валюта в 2,5 раза слабее, чем два года. Сегодня курс перешагнул 81 рубль за доллар. Россия так прочно укрепилась на позиции партнёра №1 Беларуси, что нашу страну тряхнуло вместе с соседями.
Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «Принят базовый сценарий внешних условий работы белорусской экономики, предусматривающий цену нефти 50 долларов за баррель и обменный курс российского рубля – 63 за доллар. И рост ВВП в России порядка 100%. Эти параметры прогнозировались в ноябре 2015 года как отечественными, так и российскими и международными экспертами. В конце декабря 2015 года и в январе 2016-го внешнеэкономическая ситуация развивается по значительно худшему сценарию. Фактически сегодня реализуется негативный сценарий, так называемый 30 на 90, который просчитывался при подготовке прогноза вместе с базовым – 50 на 63».
Выходит, что не самый благоприятный сценарий развития правительство тоже рассматривало, а значит, должно быть к нему готово. Однако полного управления сложившейся ситуацией Александр Лукашенко не видит.
В связи с этим эксперты часто говорят о так называемом промежуточном импорте. Это и нефть, и газ, и понятно, что несырьевой стране без него не обойтись. Но в остальном – своя рубашка ближе к телу.
Михаил Ковалёв, декан экономического факультета Белгосуниверситета: «В этой непростой ситуации надо увеличить нашу энергичность, напористость. Действовать, как действуют китайцы на внешних рынках, и любой ценой проталкивать нашу продукцию. По крайней мере на рынке Евразийского союза. И пробовать в дальнее зарубежье, что иногда уже стало получаться. Убеждён, что эти трудные времена мы используем для того, чтобы диверсифицировать наконец наш экспорт».
С одной стороны, правительство нацелено на поиск путей преодоления экономических трудностей. С другой – общий курс страны, по мнению Президента, должен быть неизменен.
Нельзя сказать, что сегодня правительство предложило прорывные подходы. Расширение рынков, инновации, инвестиции – словом, активность на всех фронтах. Поможет ли? Оптимизм в этом вопросе если и возможен, то весьма сдержанный. По крайней мере у правительства он, судя по всему есть, ведь на 2016-й там заложили рост валового внутреннего продукта на треть процента.
Михаил Грачёв, финансовый аналитик: «Любые кризисы заканчиваются. Та самая ценовая война ведётся, чтобы не потерять рынок. Отказываться от российского рынка для нас в такой ситуации противоестественно. Надо переждать какое-то время и параллельно искать новые рынки сбыта. Примеров в истории огромное количество. Выбирать – прерогатива нашего руководства. Мне симпатичен опыт Сингапура, когда, опираясь на жёсткую власть и жёсткие внутренние законы, страна преобразовалась».
Большинство экспертов сходятся во мнении: любой кризис рано или поздно заканчивается. Вопрос – с каким багажом из него выйти.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram