В последнее время белорусские фамилии периодически мелькают в различного свойства списках «Форбс». И все они связаны с информационно-коммуникативными технологиями. Сообщения о громких сделках, когда тот или иной IT-гигант покупает очередное белорусское ноу-хау, мы видим в новостях периодически. Очевидно, что в стране накопилась критическая масса людей, которые прекрасно разбираются в цифровых технологиях, умеют на них зарабатывать. И если им не создать условия для работы здесь, в Беларуси, ничто не удержит молодых гениев на родине. Они просто переедут туда, где более совершенные законы, меньше бюрократии и проще вести дела. Там будут платить налоги, там же будут тратить деньги. Заявление о построении в Беларуси IT-страны наш Президент высказал в марте во время знакомства с технологиями дополненной реальности. И тогда же пообещал поддержку IT-бизнесу. Декрет «О развитии цифровой экономики» уже на подписи у Главы государства. Документ всеобъемлющий. И пользу от него должны ощутить не только программисты. Достаточно сказать, что одно рабочее место в IT-индустрии создаёт до пяти новых рабочих мест в других отраслях экономики. На неделе под руководством Главы государства обсудили последние дополнения в судьбоносный документ. Подробности у Игоря Тура.
Йонатан Брендер,известный израильский IT-инвестор, это утро начал со статьи про Надежду Скардино, которая начинает и выигрывает. Говорит, точно начинает и обязательно выиграет IT-сектор Беларуси.
Йонатан Брендер, управляющий генеральный партнёр фонда Atooro (Израиль): «Я не видел специалистов такого высокого уровня, как я видел в вашей стране. Работать здесь – это одно удовольствие.Беларусь может занять центральное место, быть технологическим хабом всего региона. Я говорю не только о бывшем Светском Союзе, но и о Восточной Европе тоже. Это настоящая революция».
Именно с Йонатаном, как с представителем передовой израильской IT-экономики, консультировались наши юристы при разработке так называемого декрета ПВТ 2.0. И вопрос о том, зачем Минску развивать эту сферу, делится на две части. Первая часть: что нужно мировым инвесторам? А им нужны новые инструменты и новые рынки. Классические рынки (США и Европа), как говорят, «перегреты». Концентрация там предложений значительно превышает спрос. Это однозначный минус для инвестирования. Вторая часть: что нужно Беларуси? Об этом на неделе ещё раз говорили во Дворце Независимости.
А Беларуси нужно очевидное: наших IT-специалистов хвалят во всём мире, но работают они из офисов в Минске по договору аутсорсинга на иностранные компании. То есть создаваемый продукт, по сути, наш, но юридически – их. Все бонусы достаются именно их экономикам. Самый яркий пример – компания Wargaming. Танки создавались в Беларуси, но налоги платились на Кипре. Революция IT-сектора в том, чтобы нарастающая мощь цифровизации работала именно на белорусскую экономику.
Всеволод Янчевский, директор администрации Парка высоких технологий: «В современном мире страны всё чаще конкурируют не территориями, не производством, не сырьём, даже не технологиями. Они конкурируют качеством своих правовых экосистем. Люди, технологии, капиталы устремляются туда, где им комфортнее с правовой точки зрения».
Впрочем, примеры успешного создания полностью своего продукта есть. Летом Google купила компанию AIMatter с полноценным юридическим адресом в Беларуси. Это прецедент не в технологической сфере, а в правовой. До этой сделки корпорации такого уровня, как Google, не заключали сделок в Беларуси просто потому, что наши нормы и законы отличались от мировых. Именно поэтому на совещании у Президента – не только программисты и инвесторы, но и юристы.
Что может поменяться с принятием декрета ПВТ 2.0? Уже принято говорить о трёх китах цифровизации белорусской экономики. Первый – это условия для компаний. Специальный правовой режим в Парке высоких технологий предлагается продлить. Резидентами ПВТ смогут стать компании, которые занимаются проектированием систем на основе технологии блокчейн, создают искусственный интеллект, разрабатывают беспилотники, продвигают программное обеспечение, занимаются майнингом криптовалют, работают в сфере киберспорта. Более того, список не статичный – наблюдательный совет ПВТ сможет независимо определять иные виды деятельности, осуществляя которые компания может стать резидентом и получить бонусы. Это освобождение от налога на прибыль и НДС, уплата подоходного налога с физлиц по сниженной ставке, возможно освобождение от НДС для иностранных компаний, которые оказывают услуги другим резидентам ПВТ. Это и будет революция IT в Беларуси.
Виктор Прокопеня, IT-инвестор: «Сегодня тот день, когда фактически Беларусь утвердила первый в мире декрет, который регулирует все отношения с использованием блокчейна».
Антон Мякишев, глава представительства Microsoft в Беларуси: «Создание Парка высоких технологий 11 лет назад было очень насущной и востребованной мерой. Но за 11 лет IT-отрасль очень сильно изменилась, поменялись виды деятельности, которые сейчас востребованы. И одна из задач – расширение спектров видов деятельности. Теперь это не только разработка ПО, но и реклама, маркетинг, продвижение».
Революционным называют и возможный приход в Беларусь британского права. Речь идёт о применении к нашей экономике мировых прецедентов. Это второй кит цифровизации нашей экономики – новые финансовые инструменты. С принятием декрета в предложенной редакции резиденты ПВТ смогут заключать соглашения о предоставлении опциона, договоры конвертируемого займа, соглашения о запрете на переманивание сотрудников и многое другое. Суть этих нововведений понятна, конечно, не всем, но юристы тоже говорят, что это революция IT-права в Беларуси.
Денис Алейников, старший партнёр юридической компании «Алейников и Партнёры»: «Мы дали миру что-то новое, наше IT пошло чуть дальше. Это цифровое право может быть белорусским правом. Цифровой контракт – это код, а писать код в нашей стране умеют».
Третий кит декрета ПВТ 2.0 – это не только сохранение, но и привлечение в страну IT-специалистов. Резидентам Парка высоких технологии не нужно будет получать разрешение на приём на работу иностранцев, для которых визы, кстати, тоже отменены, а срок временного пребывания в Беларуси могут увеличить до 180 дней. Это должно кардинально сломать тенденцию последних лет, когда классный специалист нарабатывает себе имя в Беларуси и переезжает работать в США, на Кипр или в Швейцарию. Работать именно в Беларуси программистам теперь станет выгоднее.
Аркадий Добкин, председатель совета директоров компании EPAM Systems: «Борьба за таланты идёт, это серьёзная проблема. И те страны, которые смогут сохранить свой талант и привлечь чужой, получат преимущество».
Все эксперты говорят, что гарантировать успешность декрета невозможно, ведь таковы законы IT-сферы. Но вероятность прорыва чрезвычайно высока, ведь прорвался же биткоин, курс которого на неделе превысил 19 тысяч долларов. О биткоинах и токенах говорят много.
Да, теперь всё планируют разрешить в Беларуси на государственном уровне. Юрлица смогут покупать их через биржи криптовалют, а физлица – заниматься майнингом, то есть созданием биткоинов, покупать их за белорусские рубли. Доходы от таких операций не нужно будет декларировать. Это стало бы самым громким прорывом, если Беларусь станет первой в мире страной, официально признавшей криптовалюты. И это будет только начало.
С декретом, если честно, было связано много скепсиса. Мол, так долго не принимают, потому что госорганы внесут столько правок, что в окончательном варианте такой документ окажется мёртворождённым. Но в правительстве отметили, что приняли проект даже без шлифовки. И лучшее тому подтверждение – пост восхищения от совещания во Дворце Независимости от главных IT-специалистов страны – Прокопени и Алейникова. Да, вероятно, на IT-сферу немного обидятся промышленники – таких условий и такого внимания им давно не было. Но суть всех преобразований – заставить сферу высоких технологий работать на благо реального сектора экономики, чтобы войти в IT не горсткой компаний, а всей страной.
Подписывайтесь на нас в Telegram