Республиканский семинар: совершенствование и развитие ЖКХ

Главная тема дня – республиканский семинар по развитию сферы ЖКХ с участием Президента Беларуси. Масштабный форум с первых минут перерос в предельно открытое и конкретное обсуждение проблем.

Главная тема дня – республиканский семинар по развитию сферы ЖКХ с участием Президента Беларуси. Масштабный форум с первых минут перерос в предельно открытое и конкретное обсуждение проблем. 

Их, как известно, накопилось немало. И очевидно, пришло время решить самые наболевшие. Тарифы на ЖКХ, тепло в квартирах, порядок во дворе и в городе – всё то, что влияет на настроение каждого из нас. Именно интересы людей, а не ведомств и организаций, прежде всего, напомнил Александр Лукашенко. Всё ЖКХ теперь должно работать по-новому.

Чтобы наглядно показать управленческую структуру жилищно-коммунального хозяйства Беларуси, не нужно делать компьютерную графику. Всё здесь – в просторном фойе Дворца Независимости. Они даже разбились по группам: города, районы, области. Более 250 человек. За ними 140-тысячная армия белорусских коммунальщиков.

Ещё в советские времена, в партийной номенклатуре говорили о том, что хочешь загубить кому-то карьеру, назначь его управлять жилищно-коммунальным хозяйством, которое уже тогда было самой критикуемой сферой и чёрной дырой для бюджета. Это при том, что энергоносители, не говоря уже про воду, в те времена были почти бесплатными. В суверенной Беларуси – это бесконечно датируемое наследие постепенно оптимизировали, появились счётчики воды и тепла, новые энергосберегающие технологии и подходы, но до сих пор население не компенсирует эти услуги полностью. Если обобщить задачи, которые ставил Президент, то ЖКХ должно работать прозрачно, качественно и при этом окупаться, но не за счёт заоблачных тарифов для населения, а путём самосовершенствования.

Масштабные преобразования в ЖКХ (с тотальным контролем) начались с подачи Президента ещё в начале прошлого года, сегодня от участников семинара уже ждали конкретных результатов и новых предложений.

Положительные результаты есть фактически у каждого руководителя, но всё же примерный образ ЖКХ (к которому идёт страна) должны были отработать на примере Минска.

В Минске служба 115 сегодня востребована даже больше, чемтакие же трёхзначные номера пожарной или милиции. Накануне в этом наглядно могли убедиться все участники семинара. Отключили свет, проблемы с отоплением, нет воды – теперь не нужно дозваниваться до многочисленных организаций. Если перефразировать принцип «Одно окно», то этот единый контакт-центр можно назвать принципом одного звонка. А далее – независимый заказчик сам выберет исполнителя. Такая конкуренция позволила снизить стоимость услуг в столице почти на треть.

По опросам, 66 процентов белорусов положительно оценивают работу ЖКХ, но Президент напомнил про треть опрошенных, которые дают негативную оценку. Не все задачи решены, несмотря на требования Главы государства.

К 2020 году Беларусь будет стремиться уйти от так называемого перекрестного субсидирования оплаты за электро- и теплоэнергию, когда то, что не доплачивает простой потребитель, ложится тяжёлым бременем на, к примеру, промышленные предприятия.Такие финансовые оковы с них необходимо снять за счёт снижения затрат, повышения эффективности работы отрасли, обновления оборудования.

Закупка топлива у посредников так же влияет на завышение себестоимости. Такие факты были выявлены в Полоцке, Бресте и Скиделе. Порой в одном и том же районе организации ЖКХ покупали древесное топливо с разницей в стоимости в два раза.

Ещё одна внушительная статья расходов, на которой подробно остановились на семинаре – непрофильные объекты в составе ЖКХ.

Например, у жителей Кобрина в жировке нет строчки аквапарк, но платить за него приходится, пусть и косвенно. Масштабный, но убыточный комплекс передали в систему коммунального хозяйства. А с объектом переложили и всю ответственность: содержать, охранять, платить зарплату персоналу и нести убытки. Только за восемь месяцев натекло 122 тысячи рублей.

Вадим Кахновский, директор Кобринского аквапарка: «На сегодня эти затраты возмещаются не в полном объёме (примерно 10 процентов). Мы сами пытаемся выйти из этой ситуации путём внедрения энергосберегающих технологий, снижения себестоимости одного человека посещения. Наши затраты были снижены примерно на 50 процентов».
Игорь Яромский, начальник отдела Комитета госконтроля Брестской области: «Данные средства, которые предприятие тратит на содержание аквапарка, могли бы быть потрачены на развитие материально-технической базы, обновление сетей, котельных, насосного оборудования, снижения стоимости коммунальных услуг».

В итоге из-за убыточного автопарка жировки простых людей полегчают не скоро: предприятие ЖКХ вынуждено брать кредиты, не хватает денег на ремонт профильных объектов. При этом без учёта трат на подарок города, коммунальщики сработали без убытков.

Особое внимание будет и капитальному ремонту жилья. По стране должны выйти на три процента в год, но на качество ремонта и сроки приходится множество жалоб. Гомельский коммунальный эксперимент – специалисты уверены, что его уже можно считать удачным. Капитальный ремонт домов целыми кварталами, а не по отдельности, оказался экономнее и эстетичнее. Единая архитектурная композиция, общий стиль и цветовая гамма – пятиэтажки, построенные пятьдесят лет назад, теперь выглядят не хуже новостроек.

Юлия Левченко, житель г.Гомеля: «Нам, например, с окон стало приятно смотреть, не на эту серость, что раньше была, а так ярко всё, приятно».
Раиса Кулеш, житель г.Гомеля: «Выглядят хорошо, не то, что было раньше, то раньше углы затекали, с окон текло. И окна поставили, и домики красивые».

На один дом уходит около трёх месяцев. Для каждого абсолютно одинаковый набор услуг: утепление стен, ремонт кровли, замена инженерных сетей и балконов, покраска фасада. Сегодня в Гомеле уже два таких обновлённых квартала.

Вариантов совершенствования капитального ремонта не мало, вплоть до того, что люди сами могут улучшить реконструкцию своего жилья, например, вместо стандартного утепления за свои средства заказать дополнительное.

Особый контроль за безопасностью. Десять тысяч лифтов требуют замены. Президент призвал не ждать несчастных случаев, как это было с падением балконов и 2020 года. Привести в надлежащее состояние весь лифтовый фонд. Не должны забыть и о плановой замене теплосетей, иначе можно повторить ошибки России и Украины, где зимой замерзают целые кварталы и даже города. Особенно остро стоит проблема бытовых отходов. Как удачный пример переработки мусора на семинаре привели завод в Бресте. Решение на его строительство принимал лично Президент, и теперь это предприятие в буквальном смысле делает деньги из мусора. На продаже, выработанной из отходов электроэнергии, с начала года здесь заработали больше двух с половиной миллионов рублей. Ежедневная норма – 200 тонн мусора на выходе превращается в 20 тонн биосырья. Но в масштабах Беларуси работы буквально непочатый край. В стране две тысячи полигонов. В окрестностях столицы мусор выше многоэтажек.

При оптимизации структур ЖКХ важно, чтобы каждый сокращённый был трудоустроен, это неукоснительное требование Президента. Причём не нужно бездумно отдавать целые отрасли на откуп частных фирм. Конкуренция должна быть здоровой – иначе можно повторить пример России, где государственная жилищно-коммунальная структура была фактически разрушена, а частные монополисты резко увеличили тарифы. Как итог – тепло, вода, капремонт многим оказались не по карману. Люди просто не смогли платить. Задолженность измеряется уже в триллионах рублей. В Беларуси, где жировки исправно оплачивают 98 процентов граждан такой сценарий недопустим.

Развитие ЖКХ не обойдётся без науки. Как отметил Президент, это единственная сфера, которая осталась фактически без внимания учёных, при том, что каждый шаг в отрасли должен скрупулёзно просчитываться. Теперь этим будет заниматься отдельный институт.

Заседание во Дворце Независимости походило на мозговой штурм. Задачи, проблемы, пути решения, звучало немало предложений из опыта Западной Европы. Позиция Президента предельно демократичная: управленцы на местах могут использовать любые подходы – Минска или Амстердама, но принимать решения должны самостоятельно, как и нести ответственность за результат.

Такие обстоятельные встречи Президента с представителями разных сфер уже давно в статусе классических. Вскоре подобный обстоятельный разговор коснётся и бизнес-сообщества, где Главе государства представят законопроект с рабочим названием ПВТ 2.0, который в теории должен превратить Беларусь в IT-cтрану. Сейчас главное, чтобы в комнате с компьютером было светло и тепло.

Подробности – в видеосюжете.

Подписывайтесь на нас в Telegram