Чтоб баян звучал! Как в Беларуси обстоят дела с производством музыкального «оружия»?

По силам ли собственное производство и придется ли кому-то из-за санкций наступить на горло собственной песне?

Чтоб баян звучал! Как в Беларуси обстоят дела с производством музыкального «оружия»?

Как хорошая домохозяйка может приготовить тысяча и одно блюдо, скажем, из банальной картошки, так и талантливый музыкант или композитор может извлечь миллионы возможных вариаций всего-то из семи нот. Но каким бы ни был слух, сделать это без качественных музыкальных инструментов невозможно. Как в Беларуси обстоят дела с музыкальным «оружием» – этим вопросом мы задались на неделе. По силам ли собственное производство и придется ли кому-то из-за санкций наступить на горло собственной песне? И лирика, и физика в репортаже Ангелины Дикун. 

Музыка на этом предприятии звучит практически каждый день. Уже больше полувека здесь, в Молодечно, производят гармони, аккордеоны и баяны, на которых играют на всех континентах.

Ростислав Мойса, директор фабрики «Зонта»: «Тем более что играют многие вядомые такие коллективы. Есть у меня такие фотографии съемок. Нью-Йорк, Статуя свободы, и сидит музыкант с баяном "Зонта" и позирует, конечно, это все приятно».

Но чтобы баян звучал, важно не просто собрать детали по схеме (их в нем больше 2,5 тысяч), но и отстроить. В руках этого мастера инструменты поют. Музыкальный слух и опыт преподавания сегодня помогают создавать базу для будущих звезд сцены.

Владимир Стасевич, начальник производства фабрики «Зонта»: «То, что касается белорусских, русских музыкальных инструментов, языков, они всегда отличались, прежде всего, мощным, хорошим басом и ярким звучанием. Это как в "Формуле-1" в автомобиле и на "Запорожце". То есть на плохом инструменте, конечно, гонку выиграть невозможно».

Еще в советское время хороший баян стоил, как «Жигули», и сегодня это тоже не дешевое удовольствие. Сейчас самый дорогой обойдется в 40 тысяч белорусских. А потому и производство не поточное. Практически все детали из зарубежных материалов.

Правда, раньше об этом как-то не задумывались. Санкции и все, что стало их последствиями сегодня, пока тоже не сильно сказываются на искусстве. Наши артисты укомплектованы. Что-то создают сами, что-то закупают, что-то собирают из зарубежного сырья. Да, материалы подорожали и им пока не нашли отечественных аналогов, но готовы экспериментировать во имя искусства.

Александр Протько, мастер музыкальных инструментов: «Ну, верхняя дека у нас резиновостная ель. Высокогорная обязательно, потому что она мелкослойная. А все остальное – клен. Мы пытались использовать березу, чтобы удешевить инструмент сам по себе, но эксперимент этот с успехом провалился. Что сказать, в плане акустического аппарата мы его полностью изменили. То есть мы не пошли по пути фабричному. Внешне мы оставили его таким же, чтобы не шокироваться музыкальным миром. А внутреннюю часть мы полностью изменили».

Белорусские цимбалы еще в начале двухтысячных оказались на грани вымирания. Известную фабрику закрыли. Музыканты доигрывали на том, что еще не вышло из строя. Тогда-то хоровик и баянист рискнули.

Михаил Вашкевич, мастер музыкальных инструментов: «Пять лет цимбалы не выпускались нигде. А музыканты уже изголодались по новым инструментам. Старая ведь выходит из строя, а новые не выпускаются нигде. И в 2011 году мы организовали мастерскую».

Эксперимент удался! Это оценили музыканты. И теперь сердце народных ансамблей бьется в такт ударов по струнам белорусской души.

Борис Лившиц, директор Национального академического народного оркестра Беларуси им. И. Жиновича: «На данный момент мы имеем прекрасные инструменты. Мы закупили для оркестра в последние годы более 20 инструментов, которые показали себя достойными. Очень хорошие отзывы наших музыкантов. А музыканты у нас высокопрофессиональные. Академия музыки выпускает профессионалов своего дела. Они сейчас очень рады, что играют на таких качественных инструментах, которые держат строй, которые могут дать акустический звук, который они хотят услышать на выходе».

Все остальные инструменты в этом коллективе – флагманы зарубежных марок. К своим аналогам мы пока не пришли, да и нужно ли? Вопрос не раз ставили ребром, еще даже до санкционных реалий. В 2018-м на встрече с творческой молодежью Глава государства обратил внимание на скрипку. Вопрос, а можем ли мы сделать такую сами, стал вызовом для этого мастера. Мужчина до этого создавал духовые инструменты, но с задачей справился.

Александр Сурба, мастер музыкальных инструментов, ведущий научный сотрудник БГУКИ: «Эта скрипка, сделанная по модели белорусского мастера Бальтезара Донкварта, датируется 1602 годом. Это за 100 лет до Страдивари. Я представил тоже свой инструмент на слепых прослушиваниях. И среди 20 инструментов, которые были допущены жюри, мой инструмент занял 4 место. Я считаю, что это очень хороший результат для нашей мастерской, для нашей лаборатории, для наших исследований в первую очередь».

Скрипка Александра – полностью ручная работа, да по материалам тут тоже много вопросов. Но в случае с этим инструментом новое не всегда хорошо. Чем старше скрипка, тем она ярче и мелодичнее. И потому пришли к выводу – гораздо важнее не создавать, а уметь реставрировать. Ремеслу сегодня учат и студентов Академии искусств. 

Что до этих музыкантов, тут уж если выйдет из строя труба, стамеска не спасет. Металл боится коррозии, а выступления под открытым небом в разные сезоны век инструмента только коротают. В Беларуси таких не производят и даже не собирают.

Игорь Хлебус, начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Беларуси: «Если говорить про эти инструменты, раньше это была закупка из Европы, сейчас появились определенные сложности. Китайскими инструментами мы начали работать в прошлом году. Мы закупили одному из оркестров военному китайские инструменты, МТП. По характеристике, которую они представляют, они соответствуют нашим требованиям».

В музыкальных школах все практически, как в оркестрах – вся география мира на брендированных инструментах. И только фортепиано с одноименным названием страны радует глаз и слух музыкантов.

Тамара Куницкая, директор детской музыкальной школы искусств №10 им. Евгения Глебова г. Минска, заслуженный деятель культуры Беларуси: «Вы знаете, мягкие, и звонкие, и сочные. Просто извлекаешь с удовольствием звук. С удовольствием. Такой мелодизм слышим. И вот у нас и концертмейстеры, и лауреаты различных премий, и международных,  – все в восторге. В восторге».

Фортепиано, баяны, цимбалы – все, что сегодня делают своими руками белорусские мастера, отвечает высоким требованиям музыкантов. И не требует импортной закупки. Вопрос лишь в материалах, их пока заместить не удается, остается лишь искать выгодные варианты. Ведь если даже цена будет бить по карману, главное, чтобы инструмент на выходе не бил по ушам. Искусство превыше всего.

Подписывайтесь на нас в Telegram