Беларусь за свою суверенную историю направила на ликвидацию последствий Чернобыля 20 миллиардов долларов. Не все измеряется деньгами, но эти уж точно они не закопаны в землю. Да, в стране до сих пор есть Зона отчуждения. Вход строго по пропускам. И время в ней будто остановилось. Но тем больший контраст с возрожденными городками и местечками! И тем сильнее тянет в эти заповедные места! Ведь именно там – вдали от цивилизации и шумных городов, которые о Чернобыле-то и вспоминают раз в год – начинаешь понимать ценность земли и жизни на ней. В Беларуси есть и свои отшельники, которые родную хату не променяют на комфорт и безопасность. Ангелина Дикун – живут же люди!
Позже эту аварию назовут крупнейшей техногенной катастрофой в мире. В ночь на 26 апреля 1986 года взорвался реактор четвертого энергоблока. В атмосферу выброшено огромное количество радиации, жизнь в радиусе десятков километров – невозможна.
Началось массовое отселение. Люди были вынуждены покинуть свои дома лишь с документами и самым необходимым. Непонимание, страх и безысходность... Города и села за несколько дней превратились в безжизненные зоны.
Попасть в зону отчуждения можно лишь по спецпропускам. Нашу съемочную группу сопровождает один из хранителей радиационно-экологического заповедника. Лишь с его одобрения мы можем перемещаться по территории отселения, где теперь вся власть буквально в лапах хищников. И во власти природы.
Сегодня эту местность облюбовали практически все виды нашей фауны. Встречу с животными хотя бы можно предвидеть. Но как скрыться от радиации? Ее не рассмотреть, можно лишь измерить.
Чтобы получить годовое облучение при таком уровне радиации, как нас заверили, нужно провести 200 часов в этой зоне. Поэтому экскурсия продолжается. И на этот раз уже на безымянной высоте. С этой вышки в хорошую погоду есть шанс увидеть Чернобыльскую АЭС.
Но еще более пугающими выглядят заброшенные здания. Магазины, дома культуры, сельсоветы. Всего каких-то 37 лет назад здесь кипела жизнь. Взрослые ходили на работу, дети учились в школе. Здесь разносили почту, а по вечерам были танцы. И всей страной готовились к майским праздникам.
И не вопреки, а во благо, кажется, отвечает на желание жить на этой земле и природа. Каждые пять лет, со слов специалистов, зона радиации понемногу смещается... Все дальше и дальше за колючую проволоку вглубь зоны отчуждения.
Подписывайтесь на нас в Telegram