Что происходит в музейных залах ночью, когда никто не видит?

Что происходит в музейных залах ночью, когда никто не видит?

Традиционные майские «Ночи музеев» в эти дни проходят непривычно – хотя, скорее, виртуально. Тоже хорошо, но и немного грустно. Ведь в интернете никто не скажет: «Экспонаты руками не трогать!» – «коронную» фразу музейных смотрителей. Они, как и сотрудники Департамента охраны, всегда на боевом посту. Оберегают «народное достояние».


Стол накрыт празднично, колода карт на комоде... Всё должно быть, как положено. Весной 1898-го на этой конспиративной квартире собрались «первые». Съезд РСДРП царские жандармы «проспали». Теперь за домиком в центре Минска следят неусыпно.   

Сергей Речкин, заведующий Домом-музеем Первого съезда РСДРП: «Внешне небольшой, но на самом деле, это порядка 300 квадратных метров, целых три этажа. Приходилось заходить в музей вместе с нарядом, но это были все срабатывания ложные».

Когда во многих столичных музеях двери закрываются, сюда ещё «добро пожаловать». Экспозиция для всей семьи работает до девяти вечера. Правда, сейчас «подземный» музей человека «на замке» и днём, и ночью. Временные обстоятельства.        

Евгений Третьяк, администратор Музея человека: «Мы открываем музей и имеем доступ к нему, как и все остальные, только на утро следующего дня. Ключи сдаём во Дворец Республики. К счастью, беспокойных ночей не было».

Даже в светлое время суток, говорят, что это – «музей-невидимка» на четвёртом этаже жилого дома. 40 лет в мемориальных комнатах народного поэта Петруся Бровки всё на своих местах. Смотрители постоянно следят за порядком внутри и «погодой» за окном.     

Татьяна Люева, смотритель Литературного музея Петруся Бровки: «Когда в городе наступает тишина, в квартире появляются скрипы. Скрипит паркет, и такое ощущение, что кто-то ходит по квартире. У меня бывало не раз, проверяла – никого. Здесь, наверное, присутствует тень супруги Петра Устиновича».

Как раз майскими ночами по аллеям Лошицкого парка бродит призрак. В свой дом легендарная Белая Пани не заглядывает. Возможно, боится людей в форме. Страховая стоимость произведений искусства в музее исчисляется миллионами в любой валюте.   

Валентина Демиденко, контролёр на КПП сторожевой охраны: «Бывает ситуация, когда идёт дождь, затекает и сразу у нас высвечивается, в каком зале происходит нарушение. Я нажимаю на кнопку, и вызываю группу задержания. 2-3 минуты и бойцы на месте».

Везде сотрудники Департамента охраны могут попасть на экспозицию ночью только в присутствии музейных хранителей. Они в конце рабочего дня запирают все двери. Сдают ключи от национальных «сокровищниц» привратникам с надеждой до утра.   

Как пройти в музей в три часа ночи? Вполне нормальный вопрос на восточной окраине Минска. Это единственный в стране музей валунов под открытым небом – работает круглосуточно, без обеда и выходных. За 35 лет отсюда ничего не пропадало. Попробуй унеси любой из более двух тысяч экспонатов.

За без малого семь столетий кто только не пытался брать штурмом эти стены. Даже прототипы героев пьес Шекспира. Таков сегодня «образ» стража Лидского замка. В луче фонаря уникальный «Пассауский волк» – немецкий короткий меч или «корд» XV века.     

Сергей Шигорин, сторож Лидского отдела Департамента охраны МВД Беларуси: «Ежечасно проверяем каждое здание, двери, окна, ворота, и по маршруту развешиваем жетоны. Это для контроля. Любят собираться у ворот княжеских, играют на гитаре, поют, но это нормально. А так в основном спокойно ночью».

Их служба и опасна, и трудна. Всё время на посту. Однако каждый, кто в ответе за музей, свою работу любит. Обернитесь, посмотрите – прекрасное всегда рядом. Традиционная «Ночь музеев» для всех ещё будет – в ноябре. А пока – тушим свет.   

Подписывайтесь на нас в Telegram