У аграриев начинается горячая пора – посевная кампания. О повышении эффективности аграрной отрасли Беларуси и развитии села говорили в начале недели на большом республиканском семинаре-совещании. Тема, безусловно, важная, ведь без продовольственной безопасности сложно говорить о безопасности национальной. Президент Александр Лукашенко в своём выступлении порекомендовал менять стиль работы в аграрной отрасли и пообещал для сельхозпроизводителей диктатуру инноваций. О том, как они важны в современном сельском хозяйстве, расскажет Анна Пыж.
Здесь кормят коров «с колёс». Траншеи для хранения кормов пусты с декабря. Три МАЗа и трактор каждый день наматывают десятки километров, чтобы привезти «обеды» для бурёнок.
Новый руководитель пришёл в хозяйство в ноябре. Ему только и оставалось, что констатировать, что закрома полупусты, и подбивать ущерб: 10 тысяч в месяц вместе с транспортными расходами. Это пятая часть от стоимости молока. Так оно и стало «золотым».
Андрей Мурашко, и.о. директора сельхозпредприятия «Осиповичиагропромтехснаб»: «Вынуждены в «Белшину» ездить за силосом за 50 км, а за сенажом в Бобруйский район – 60 км».
На подобном комплексе корова в год должна давать шесть тысяч килограммов молока, но это по расчётам специалистов. В реальности – меньше двух тысяч. Причём не класса «экстра», а высшего и первого. Это совсем другие закупочные цены. Упущенная выгода эхом – в зарплатах.
Концентрированные корма хозяйству не по карману. Хоть чужие силос с сенажом покупают втридорога, питательная ценность содержимого кормушек всё равно оставляет желать лучшего.
Андрей Мурашко, и.о. директора сельхозпредприятия «Осиповичиагропромтехснаб»: «При сбалансированном питании мы бы увеличили количества молока в два раза».
Похоже, в этом ключ к разгадке ребуса от Президента. В целом в 40% молочно-товарных комплексов продуктивность ниже средней по стране. Скажем, в Могилёвской области таких почти 70%. Словом, новые здания, современное оборудование – это не гарант успеха. Чтобы разобраться, почему так происходит, не нужно лезть в дебри технологий выращивания скота. Просто представьте, что живёте в хорошо обставленной новой квартире, но вам банально нечего есть. Абсурд? Так и здесь.
Почему это конкретное хозяйство осталось без кормов? А их банально нечем было убирать. Единственный комбайн сломался, а новый купили только осенью. Первые укосы – в никуда. С новым агрегатом – надежды на новый сезон. Контролёры уверены: спасение утопающего хозяйства – дело рук не его одного.
Раскошеливаться на чужие корма осиповичскому хозяйству придётся ещё полтора месяца, пока скот не выйдет на пастбища. Сейчас полным ходом идёт подготовка к посевной, чтобы кормить свой главный источник доходов, а не соседние хозяйства.
Андрей Мурашко, и.о. директора сельхозпредприятия «Осиповичиагропромтехснаб»: «Производство молока у нас составляет 90% от всех доходов хозяйства. Если в этом году мы снова не заготовим кормов, то и дохода не ожидается. У нас другого источника для выплаты зарплаты и приобретения запчастей нет».
По данным госконтроля, в конце марта 145 хозяйств закупали корма на стороне при поручении Президента иметь полуторагодовой запас. Минсельхозпрод не скрывает: с этим не справилась ни одна область. Снова парадокс, ведь в целом количество заготавливаемых кормов растёт, а удои такими же темпами не увеличиваются. Значит, корма не те? На их качество влияет, прежде всего, хранение. Курганы, бурты – термины из словарного запаса 30-летней давности. Сеять не то и не там, хранить не в то время и в не в том месте, удобрять, но недостаточно – что это, как не нарушение технологий?
Один только этот факт способен заставить задуматься. Анархии в полях, похоже, больше не будет. Вообще, сельское хозяйство сродни математике. Работа агрария – постоянное решение уравнений, где неизвестные всё время меняются. У каждой культуры есть свой порог безубыточности.
Верный расчёт позволит больше произвести, а значит, больше выручить с продажи. За прошлый год экспорт белорусских продуктов питания увеличился на 16% и достиг почти пяти миллиардов долларов. Задача ближайшего будущего – семь миллиардов долларов. Возможно ли добрать только количеством выпускаемой продукции? Александр Лукашенко требует улучшать и качество. Давно не секрет, что обеспеченные европейцы готовы переплачивать за продукты с пометкой «эко», «био», «органик». Еда как статус, как мода на здоровый образ жизни. Почему бы не зарабатывать на этом?
Зенон Ловкис, генеральный директор Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию: «Мы ещё не полностью отступили от позиций, которые у нас были. У нас всё-таки был продукт изначально натуральный. Потом начали применять добавки. Мы черту не перешли, чтобы всё основывалось на добавках».
Учёные и вовсе заняты разработкой так называемых продуктов функционального назначения – продуктов-лекарств. К примеру, одна из белорусских фабрик уже выпускает шоколад с суточной дозой микроэлементов и витаминов, необходимых для ребёнка.
Здорово подкосили экономику сельского хозяйства убыточные предприятия, которых насчитывается 360. И в них Президент видит ещё одну большую проблему, ведь все решения на бумаге приняты, а механизмы реанимирования выработаны. Поддерживать государство будет лишь коммерческие проекты, в которых окупаемость видна на горизонте пяти-семи лет.
Корень всех перечисленных проблем, как ни странно, в людях. Кадры решают всё, но за их неимением, решения часто принимают дилетанты. В прошлом году в Гомельской области руководителей поменяли в каждом третьем хозяйстве. Президент не раз говорил, что готовить аграриев нужно смолоду. Опыт приходит не с пылью учебников, а в полях.
Он пришёл в это хозяйство ещё в девятом классе. Тягу к земле заметили, направили в нужное русло – прямиком в сельхозакадемию. Пять лет платили парню стипендию, брали на практику и ждали на работу. Впереди первая посевная в карьере дипломированного агронома-семеновода.
Сергей Булыбенко, агроном-семеновод сельхозпредприятия «Звезда» Чечерского района: «Если честно, я не хочу даже переезжать в город, я родился в деревне, я хочу остаться жить в деревне, меня всё устраивает».
Со школьной скамьи в хозяйство попал и Ярослав. После аграрного колледжа начинающему полеводу предстоит объявить о начале весенних работ.
Такая вот школа молодого агрария. По этой схеме – когда хозяйство платит стипендию своим будущим работникам, тем самым мотивируя их – сельхозпредприятие ежегодно омолаживается. Сегодня молодых специалистов здесь пятая часть. К слову, здесь самая высокая урожайность в районе и третий показатель в области.
Галина Трибунах, директор сельхозпредприятия «Звезда» Чечерского района: «Мне не нужно им объяснять, что в сельском хозяйстве сегодня работать престижно».
Словом, здесь не только учат жить, но помогут и материально. Престиж работы на земле должен быть чем-то подкреплён. Этого требует Президент. Задолженности по зарплате есть в 130 хозяйствах, докладывает генпрокурор. Типичными стали и ситуации, когда запас топлива на день-два, но на местах проблем не видят, удобрений не хватает, но говорят, что скоро подвезут. В прошлом году сельская бесхозяйственность обернулась шестью десятками уголовных дел. 70% – кражи. И их, как правило, маскируют приписками.
Закупки через посредников, работа на свой карман. Президент изъясняется максимально доступно, почему не стоит так делать.
Президент нацеливает каждого руководителя районов и хозяйств действовать решительно. Без революций на местах, но с должным напором. Ведь этот разговор о возможностях – упущенных, но не бесповоротно. И успехов агропрома Александр Лукашенко не умаляет.
В кулуарах этого совещания говорили, конечно, о грядущей посевной. Производство под открытым небом привязано к капризам небесной канцелярии.
«Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня», – вечный девиз аграриев. Это совещание – сильная мотивация в начале нового сезона. Словом, его не назовёшь бурей… в стакане молока.
Подписывайтесь на нас в Telegram