Что обсуждали на основной дискуссии Мюнхенской конференции по безопасности в Минске?

На Мюнхенской конференции очень часто отделываются формальными речами, за которыми мало что стоит, но в этот раз всё было по-другому. Тон беседе задал Президент Беларуси.

Основная группа Мюнхенской конференции по безопасности… Более авторитетной площадки для обсуждения глобальных вызовов и угроз не найти. Но так же непросто найти место, где все стороны чувствовали бы себя спокойно и могли говорить открыто. Добро пожаловать в Минск! Сюда приехали главы государств и правительств, представители крупнейших международных организаций – ОБСЕ и НАТО. Такой состав называют сбалансированным. На Мюнхенской конференции очень часто отделываются формальными речами, за которыми мало что стоит, но в этот раз всё было по-другому. Тон беседе задал Президент Беларуси.

Они искали нейтральную площадку для политических дебатов – и нашли её. Правда, не факт, что участники встречи были готовы к такому накалу. Если мир и Европа на пороге большой войны, тут уж не до любезностей. И когда официальный Минск предлагает возобновить переговоры по типу Хельсинского процесса, то упрёки в собственной наивности принять не готов. 

Александр Лукашенко убеждён, что никто не хочет открытого военного столкновения Востока и Запада. Но если конфликты разжигают, то значит, что это кому-нибудь нужно… И дело не в конспирологических теориях. Для Президента очевиден крупный политический «заказ» на эскалацию – и особенно в Украине. Он называет ситуацию на Донбассе тестом, мол, если не пройдём его, то не способны разрешить какие бы то ни было спорные ситуации. 

Переговорщики месяц за месяцем перебирают варианты, а в это время в регион поставляют летальное оружие. Смахивает на абсурд. По данным ООН, жертвами конфликта на юго-востоке Украины стали больше 10 тысяч человек. Кто виноват? По мнению Президента Беларуси, это сейчас вообще неважно. Куда весомее вопрос: что делать? Александр Лукашенко предлагает варианты, которые в тот же день станут самыми заметными заголовками на информационных лентах.

И эти предложения, и позиция по Украине в целом (по Донбассу и Крыму), а ещё Абхазии и Южной Осетии вызывают у западных партнёров Беларуси восторг. Когда дело доходит до взаимодействия, на смену приходит разочарование, мол, Минск опять кому-то не угодил.

Из постсоветских стран образчиком демократии Запад всё чаще называет Украину. А вы хотели бы там жить? Вопрос Александра Лукашенко, который, кажется, не требует ответа. Так что отношения с западными партнёрами, по мнению Президента, нельзя определять по принципу «хорошие-плохие». Они должны быть без двойных стандартов и передёргиваний. 

Президент называет ситуацию с Беларусью примером того, как между странами – а иногда и частями света – возникает недопонимание. Оно рискует перерасти в недоверие, а там и до конфликта недалеко. А когда ссорятся крупные игроки, претендующие на роль мировых держав, никто ведь не думает о том, каково странами, которые оказались на стыке чужих интересов.  

Известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в начале прошлого века популяризировал игру в солдатики. Он надеялся, что, вдоволь наигравшись, взрослые дети не будут участвовать в настоящих войнах. С тех пор случилось столько конфликтов, что сейчас и не поймёшь: то ли Уэллс слишком увлёкся фантастикой, то ли за сто лет не все наигрались в войну. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Новости Минска