Что нужно знать и запомнить из происшествий в Бразилии

Мнение политического обозревателя-международника Глеба Лаврова – о событиях на другом конце света

Что нужно знать и запомнить из происшествий в Бразилии

Навязать американскую волю всем, кому только возможно, – такой лозунг и у политики США в Южной Америке. Венесуэла, Боливия, Перу – вот только самые свежие примеры. А сейчас вот еще и Бразилия. Там с помощью сетевых технологий была инспирирована, но во многом и инсценирована попытка государственного переворота. Да, силы Вашингтона уже не те, что раньше, а вот высокотехнологические возможности для воплощения самых низких планов – есть. Политический обозреватель-международник Глеб Лавров о том, что надо узнать и запомнить из случившегося на другом конце света, который в век интернета совсем рядом.


В конце пятидесятых всемирно известный архитектор Оскар Нимейер, консультировавший в том числе и возведение здания ООН, начал, пожалуй, свой главный проект – новую столицу крупнейшего государства Латинской Америки, город Бразилиа. Его гению принадлежала и Площадь Трех властей – центр и сердце административной жизни страны. Ключевые объекты на ней – по каждой из сторон треугольника – дворец Плоскогорья, он же рабочая резиденция Президента, здание Верховного суда и абсолютно инопланетный, символьный, но в то же время такой ясный и близкий всем, кто ходил по этой земле, – комплекс Национального собрания. С двумя узнаваемыми куполами.

Все эти объекты, а также множество иных шедевров, собранных внутри них, пострадали. Во время внезапной, но такой предсказуемой атаки толпы. Во время предсказанной, наверное, почти всеми попытки госпереворота… в Бразилии. Там, где вандалы прошлись железом по стеклу. Но теперь... Вернее, после разборов, после прекращения беспорядков и, вероятно, после расследования, после всего – на площади должен появиться еще и мемориал. Чтобы помнили… И помнить будут… Вот только что?

Что же это было? Плохая копия событий 6 января у американского, но другого, Капитолия? Или же подарочек от властей Штатов, которые выдали от щедрот новоизбранному президенту Луле возможность слегка проредить ряды его политических врагов? Или же намек, от все тех же… США, той же Бразилии, мол, стабильность и безопасность в вашей стране зависят только от… внешнего фактора и в любой миг могут быть развалены и разбиты?

Или все сразу? А еще – напоминание, цифровой мемориал в виде кадров в хорошем разрешении из Бразилиа о том, что любая страна под камерами смартфонов – под ударом. Потенциальным. Извне. Но без предупреждений.

Хотя еще до этих выборов эксперты говорили о беспрецедентном вмешательстве в них соцсетей. О роли этих новых медиа говорили и после. Ведь через них так эффективно нагнетали ненависть одних бразильцев к другим. И даже всех ко всем. Потому что, и это тоже предсказуемо, отныне в нашем мире власть – это не обязательно контроль над ситуацией одной из сторон от начала и до конца. Гораздо большая власть – это когда лишь у одного есть возможность взорвать ситуацию в момент. Хозяину IT-бомбы тогда даже не надо заботиться о своих цифровых, но реальных камикадзе на местах. Тех, в толпе. Все будут брошены-в-крошево. Все.

А кому дело на другом конце сетей до десятков раненных, до более чем тысячи арестованных уже, а Лула пообещал, что будет определен каждый. И каждый ответит по справедливости. За свое. А у кого они останутся в памяти в сетях-то? А еще даже не слишком-то важно – кто получит от нынешней вспышки в Бразилиа самые большие политические бонусы. Даже политика сейчас не так долговечна. Куда важнее, что технология хаоса через сети под ключ отработана снова. В который уже раз. И опять на живых! На людях!

И да. Президенту Луле придется непросто в любом случае. Сможет ли он быстро нейтрализовать последствия беспорядков. Сможет ли найти хоть какой общий язык с противниками в стране – а их очень и очень много, – ведь через соцсети общество Бразилии довели до голосования 50 на 49, а до точки кипения – так вообще на все 100. А еще вопрос, сможет ли Бразилия Лулы найти силы и продолжить эффективную работу вместе с другими странами БРИКС, с другими странами глобального юга. Это решается, но не решено, в эти дни тоже, в эти часы, в моменте – идут переговоры. Но и США, которые на словах осудили погромы, а сами наверняка сейчас торгуются с властями Бразилии по вопросу выдачи Болсонару, бывшего президента, чьи сторонники якобы стояли за беспорядками – эти самые Штаты, конечно, не сделали ничего, даже на словах, чтобы минимизировать ущерб, наносимый через те самые новые медиа. Которые – все – под самым прямым контролем Вашингтона. А значит, непросто будет не только бразильскому президенту.

Нигерия, Турция, Пакистан. Даже Польша. У вас же есть соцсети? А еще площади со знаковыми зданиями? А еще у вас выборы в этом году? Ну, значит, потенциально и вы следующие. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Глеб Лавров