Экономическое совещание во Дворце Независимости: какие тенденции можно рассмотреть за набором цифр?

355

Ещё одна важная тема недели – экономическое совещание во Дворце Независимости. Резонансным оно стало не только из-за высказываний Президента об инциденте в гомельской школе, хотя понятно – и без того тему обсуждали всей страной. 

Жёсткие оценки Александра Лукашенко заставили многих по-другому взглянуть на, казалось бы, частный конфликт и понять, что эта ситуация гораздо глубже и заставляет осознать: мы все учителя, родители, общество должны с большей осознанностью подходить к такому важнейшему общественном институту как школа. 

И всё же совещание в четверг было само по себе заметным ведь речь о работе экономики сейчас и прогнозах на будущий год. Все цифры подбиваются в большой пакет документов, включая бюджет. Всё вроде традиционно, но Глава государства отправил весь пакет на доработку. И вот это уже новость! Подобное случается нечасто. Анна Пыж была на этом совещании.

– Так что не так с планами правительства? 

Анна Пыж, корреспондент ОНТ: 

– Понятно, что основные дискуссии разворачиваются в закрытом формате, но просто поверьте, что рассмотрение финансового пакета всегда проходит бурно. И главное, за набором цифр ведь можно рассмотреть весьма любопытные тенденции. Вот ими и займёмся. 

Конечно, первое, что бросается в глаза – правительство выполняет не все обязательства, взятые на себя. Чтобы не грузить цифрами, возьмём основной показатель – ВВП. По итогам года он должен быть четырёхпроцентным, а семь месяцев дали чуть больше одного процента.

Да, это плохо. Не скажу, что Президент был в ярости, увидев цифры, но атмосфера на совещании явно накалилась. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если из рук вон плохо выполняем собственный планы, которые сами прописывали, вопрос – зачем вообще собираться и рассматривать планы, которые не выполняем, логично?»

Совмин не желает расписываться в собственной беспомощности. Впереди четвёртый квартал и обычно рост экономики ближе к концу года действительно ускоряется. Но сколько ещё можно прибавить? До двух? Или пусть даже трёх процентов? И это не факт. И что делает правительство – в прогноз на 2020-й оно закладывает в рост ВВП те самые 2,5%, понимая, что год будет во всех отношениях непростым. Выходит, что правительство как будто подстраховывается. В принципе, ничего плохого в этом нет. Но Президент считает, что Совмин облегчает себе задачу. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Положительные результаты работы экономики люди должны ощущать на себе через постоянное повышение благосостояния и уровня жизни. Без экономического роста этого добиться невозможно. Однако меня настораживает, что он не только скромный, но и крайне неустойчивый. Если говорить мягко. Эту тенденцию необходимо менять. Кто хочет – оставайтесь и меняйте». 

Если заглянуть в планы правительства-2020, которым, как мы теперь знаем, так и не суждено сбыться, то планки снижены по всем показателям. Именно эти скромные планы Александр Лукашенко называет «недостаточно напряжёнными». К слову, участники совещания признали, что резервы действительно есть. Но вот, что интересно. При всей критике Главы государства видно, что действующий состав правительства не питает иллюзий и не играет цифрами на бумаге ради спокойствия Президента. 

– Анна, ещё вопрос. Бюджет верстают дефицитным. Не припомню такого за последние годы. Всегда с профицитом, с запасом. Почему так произошло? 

Знаю, что звучит пугающе. Но что это значит? Составление бюджета – это всегда сопоставление расходов с предполагаемыми доходами. Так вот, расходы точно увеличатся – это объективно. К примеру, зарплата бюджетников будет доведена до 80% от средней в экономике. А это касается почти миллиона человек! Ну, а доходы. Белорусский бюджет недополучит сотни миллионов долларов из-за российского налогового манёвра в нефтяной сфере. Нет, Минск, конечно, будет добиваться компенсации потерь. Но строить замки из песка, судя по всему, не намерен. Минфин при разработке бюджета исходил из отсутствия всяких компенсаций. Отсюда дефицит в 1,4 миллиарда рублей. Вот такой холодный расчёт. Мне это напоминает ситуацию, когда от болезни сделали прививку. Мы ведь знаем, что до того, как выработается иммунитет, может подскочить температура. 

Можно, конечно, говорить и о неком несоответствии потребностей и возможностей. Но согласитесь, с деньгами так бывает часто. Если их не хватает на конкретную покупку, есть всего два пути – умерить аппетиты или, что сложнее, но в перспективе даст больший эффект – найти возможности увеличить доход. И в случае с госбюджетом под этим самым «аппетитом» прячутся не предметы роскоши, не капризы и не сверхзапросы, а потребности людей и предприятий. Мы же не станем призывать государство экономить на нас. Хотя – и это тоже важно, там, где возможно, расходы ужали. Ну а то, что раньше бюджет исполняли с профицитом, значит, что по старой белорусской традиции деньги в кубышке всё-таки есть. И да, после этого экономического совещания бюджет может измениться. 

Сергей Румас, премьер-министр Беларуси: «Мы начнём с прогноза, и я думаю, что мы критически подойдём вместе со всеми госорганами к цифрам прогноза, сделаем их более напряжёнными, соответственно, это должно отразиться на бюджете, может быть, сделать его менее дефицитным – трудно сегодня сказать». 

В целом, всё это можно назвать периодом адаптации к работе в новых условиях. Так что, к расчётам точно нужно подходить с холодной головой. С большим интересом жду обновлённого финансового пакета. Мне любопытно, каким будет следующий ход правительства Сергея Румаса. 

Корреспонденты:
Анна Пыж