Что Минск и Москва противопоставят санкциям Запада и чем заполнят освободившиеся ниши на нашем рынке?

Что Минск и Москва противопоставят санкциям Запада и чем заполнят освободившиеся ниши на нашем рынке?

Что Минск и Москва противопоставят непродуманной политике Запада, которая больно бьет по затылкам тем, кто придумывает санкции, предоставляя при этом, как это ни парадоксально, новые возможности для союзного сближения?


Очевидно, Беларусь и России намерены воспользоваться этим «на все 100». Конечно, об этом завтра в Сочи – на хорошо знакомой площадке для неформального общения – будут говорить лидеры Беларуси и России. Сегодня союзный вопрос номер один – импортозамещение. Чем заполнить освободившиеся ниши на нашем рынке? Такая задачка со звездочкой нам сегодня по зубам, и мы найдем, можно даже не сомневаться, самое рациональное решение. Минск и Москва сегодня, действительно, набрали крейсерскую скорость в союзной интеграции. И это не пустые слова. Вспомнить хотя бы новые возможности для белорусских экспортеров в портах Ленинградской области или предложения для наших строителей на космодроме Восточный. Да и у российских регионов к Минску интерес повышенный. Например, Нижегородская область, делегация которой на неделе была в Минске, вывела свою формулу импортозамещения: на смену товарам из западных стран здесь придут продукты из Беларуси. Это поможет взять новую планку в товарообороте – тот самый «золотой миллиард», о котором мечтал Александр Лукашенко. Впрочем, несмотря на санкции, экономические интересы Минска сегодня по-прежнему и далеко за пределами Союзного государства, но вовсе не за скобками. Урок союзной и не только математики.

Новая рабочая неделя Александра Лукашенко начнется со встречи с российским коллегой. О чем будут говорить в Сочи с глазу на глаз с Владимиром Путиным, известно, повестку Минск и Москва обозначили. Пока Запад ведет демонтаж глобальной экономической системы и своими санкциями лихорадит мировые рынки, Беларусь и Россия планомерно укрепляют союзнические связи. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Импортозамещение – вопрос номер один. Мы очень серьезно разговаривали с президентом России. Правительствам Беларуси и России уже были даны поручения по данной тематике. Мы договорились с Владимиром Владимировичем, что сядем и посмотрим. Программа есть. Как она реализовывается?»

Президент уверен, решать вопрос с импортозамещением предстоит не для целых отраслей, а по отдельным позициям. Понадобится время, конкретика, контроль на высшем уровне, а значит, не помешает отдельная полноформатная встреча, о чем и договорились на саммите ОДКБ.

Это было первое очное заседание за 2,5 года. За это время пережили пандемию, увидели контуры постковидного мира, и к юбилеям – 30-летию Договора о коллективной безопасности и 20-летию Организации – подошли с беспрецедентным геополитическим накалом, причина которого – борьба Запада за политическое доминирование и за место под экономическим солнцем. Привычными методами.

Садыр Жапаров, президент Кыргызстана: «Назрела необходимость обсудить и выработать общий подход для смягчения санкционных последствий». 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Уверен, что, если бы мы сразу выступили единым фронтом, не было бы этих адских, как они говорят, санкций».

Выступление Александра Лукашенко было, пожалуй, самым выразительным и предметным. Мощная, фундаментальная, оправданная, своевременная – такие эпитеты применили к речи пресса и эксперты.

Константин Сивков, военный эксперт (Россия): «Александр Лукашенко, наверное, впервые за все время жестко поставил вопрос о том, что в ОДКБ должна быть какая-то единая позиция. Политическое будущее сейчас будут формировать два президента Лукашенко и Путин. Причем на первом месте стоит Александр Григорьевич. А вот жесткие действия и жесткие заявления Лукашенко воспринимаются очень правильно, поэтому он может так говорить по ментальным основаниям и сегодня закладывается будущее ОДКБ».

И, по сути, ЕАЭС. Все страны-участницы ОДКБ состоят еще и в союзе – Евразийском экономическом. Выработаны больше трех десятков мер по повышению устойчивости всех национальных экономик по разным направлениям. Чтобы предприятия не оказались без сырья и комплектующих, а ассортимент на внутреннем рынке оставался разнообразным, изменили подходы к таможенно-тарифному регулированию.

Михаил Мясникович, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии: «Приняты решения по обнулению или существенному снижению ввозных пошлин по 1310 товарам, товарным группам. Это фактически реальная поддержка бизнеса и населения оценивается в $2,8 млрд. Приняты решения по более льготным формам приобретения товаров физическими лицами (и по ввозу, и по почтовым оформлениям)».

Но особенно важно снимать информационные барьеры. Бизнес должен знать все о предприятиях в ЕАЭС, товарах и услугах, и проектах, в которые можно вложиться. Для этого существует карта индустриализации ЕАЭС. И она постоянно обновляется.

Ия Малкина, официальный представитель Евразийской экономической комиссии: «Эта карта содержит порядка 157 крупных и значимых инвестиционных проектов в 25 отраслях. На сегодня из документа уже 11 реализовано на 21,1 млрд долларов».

Согласитесь, с такой картой проще идти по пути развития промышленной интеграции. За 21-й год кооперационные взаимные поставки в рамках союза достигли почти 28 млрд долларов. Наибольшая доля рынка кооперационных товаров приходилась на Россию, и почти четверть обеспечивала Беларусь. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «А я все больше задумываюсь над тем, что Запад, того не понимая, подтолкнул нас к интенсивнейшему развитию – Россию и Беларусь. Если кто-то к нам готов в этом плане присоединиться, то они получат серьезный эффект».

По оценкам Евразийской экономической комиссии, производители стран союза могут заместить своей продукцией стороннюю на 70 миллиардов долларов. И почти 4,5 млрд – потенциал импортозамещения Беларуси только лишь по промышленным товарам.

Владислав Щепов, завкафедрой Института государственной службы Академии управления при Президенте Беларуси: «Нужно сложить наши потенциалы, и нужно нашим производителям и ученым поделиться теми наработками, которые есть. В Беларуси в сфере автомобилестроения производятся коробки передач, двигатели совместно с китайскими производителями. Это то, чего не хватает российским производителям. И, конечно, вопрос поставки автокомпонентов, прежде всего, чипов. Он тоже может быть решен с помощью Беларуси».

И на белорусские компетенции и мощности сильно рассчитывают российские регионы. Нижегородские промышленники нацелились на организацию сборочного производства совместно с «Бобруйскагромаш». Готовы наращивать поставки продукции из Беларуси, замещая ими западные, – не скрывает своих целей делегация. А как иначе: в каталоге импортозамещения – 4,5 тысячи позиций.

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области России: «Помимо тех направлений, которые были для нас традиционными (мы используем очень много сельскохозяйственной техники производства Республики Беларусь, у нас организованы производства "Белкоммунмаша", "Могилевлифтмаша"), сейчас открывается окно возможностей для замещения импорта из так называемых недружественных стран».

Почему обратились за индустриальной помощью к Беларуси, понятно. Регион сотрудничает со 145-ю странами. Но в этом списке наша страна первая. Еще бы подкрепить это и миллиардом долларов товарооборота. Такие перспективы обозначил на встрече с делегацией наш Президент. «Благодарен Александру Григорьевичу за отношение к нашему региону. Он действительно знает наши реальные точки роста и обещал помогать во всем!» Так о визите в Минск написал в своем телеграм-канале губернатор Глеб Никитин. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Промышленность, сельское хозяйство, другие сферы – огромные. Надо время, чтобы развернуться. Посмотрите на агропромышленный комплекс, начиная от агрогородков и заканчивая семенами. Если вас это будет устраивать, мы готовы с вами работать».

Аграрные компетенции у Беларуси внушительные: от возведения молочно-товарных комплексов до создания полноценной промышленной среды вокруг агрогородков. Наша страна предлагает России кооперацию в АПК, конечно же, вдобавок к поставкам продукции сельского хозяйства. И тут варианты импортозамещения могут быть разные. Ведь многое зависит от вкуса потребителя. Он вполне может предпочитать иностранную рецептуру и деликатесы. Маасдам, пармезан и не только для сырных гурманов производят на маслосырзаводе под Верхнедвинском. Главный экспортный рынок – Россия. А вот хозяйство «Сож-Агро» в Мстиславском районе поставляет мясокомбинатам мраморную говядину.

Григорий Быков, главный зоотехник сельхозпредприятия «Сож-Агро»: «Мы уверены, что можно наращивать поголовье в Беларуси, разводить мясное скотоводство. И меньше завозить продукции из-за рубежа».

Светлана Костричко, директор сельхозпредприятия «Сож-Агро»: «Это выгодно, потому что мы понимаем, что наша продукция будет востребована, у нас ее будут покупать перерабатывающие предприятияБудем развиваться, расширяться, у нас будут рынки сбыта».

На эксперимент в хозяйстве решились 5 лет назад. Еще до внушительных санкционных пакетов и продовольственного эмбарго на ряд товаров из стран Евросоюза.

Евгения Бородинская, заведующая кафедрой Белорусского аграрного технического университета: «Кооперация в принципе и в АПК в частности – это хорошее направление для усиления интеграции. Безусловно, это то направление, которое позволит нам задействовать дополнительные ресурсы, соединить усилия и получить так называемый синергетический эффект, который по отдельности мы не сможет достигнуть. Это могут быть и молочно-товарные фермы, и сотрудничество в области поставок сельхозмашин, оборудования, поставок семян».

И нынешняя ситуация для союзников как раз тот случай, когда на антисанкционной войне многие средства и маркетинговые стратегии хороши. Московский комбинат выпустил аналоги популярных американских напитков. А на заводе «Рено» в Москве возобновят выпуск «Москвичей». Ведь, как говорится, уходя-уходи, но иностранные корпорации до сих пор не могут определиться: уходить с убытком, оставаться в виде франшизы или менять личность – имя, владельца и вывеску.

Камран Гасанов, эксперт Российского совета по международным делам, политолог: «Россия будет больше ставить на евразийскую интеграцию, инвестировать и своими усилиями, интеллектуальными ресурсами для того, чтобы развивать насколько это возможно автаркию, более независимую систему, которая хорошо себя чувствует, как в нормальное время, так и в санкционных условиях. Но в то же время не будем забывать, что страны, которые окружают Россию, они не находятся под санкциями и их торговля с Западом не пострадают».

А вот санкционные действия Запада, возможно, следствие «ментальных» проблем из-за пандемии и сокращения экономики. Симптом налицо: оголтело вводишь санкции, а потом из-за счетов за электроэнергию семьи ищут убежища в McDonald’s, пишет британская «Гардиан». 

«Люди покупают своим детям „Хэппи мил“ за несколько фунтов и согреваются внутри. Затем они моются и чистят зубы в раковине и часами смотрят телевизор через бесплатный Wi-Fi».

В Великобритании 65% населения перестали включать отопление из-за роста цен, а примерно 27% пропускают прием пищи. Американцы буквально стонут на заправках. Розничные цены на бензин превысили 4,5 доллара за галлон. В некоторых штатах – семь. Как это называется? Может диссоциативное расстройство личности коллективного Запада? WSJ сообщила о планах США снять санкции с белорусских калийщиков в обмен на транзит через нашу страну украинского зерна. Что тут скажешь? Остается только сохранять союзную выдержку и налаживать кооперацию. 

Подписывайтесь на нас в Telegram