Вектор на возобновляемые источники энергии возник уже довольно давно. Однако специалисты утверждают, что заменить собой энергию углеводородов ни солнце, ни воздух, ни вода в ближайшее время не смогут. Во-первых, потребности человечества велики, а, во-вторых, климатические условия в промышленно-развитых государствах не всегда способствуют такому переходу.
Однако значит ли это, что альтернативную энергетику не нужно развивать? Можно, конечно, спросить об этом у германских инженеров, которые совершенствуют ветроэнергетику и биоэлектростанции. Или у Илона Маска, который уже в скором времени намерен заполнить рынок своими аккумуляторами. Но, вообще-то, вопрос этот для Беларуси неактуальный. Игорь Тур убеждён, что наша страна уже начала движение в сторону гармоничного взаимодействия человека и природы.
84 солнечные панели в детской деревне в Боровлянах установили в 2013 году. Подарок от европейского фонда для воспитанников «SOS-деревни» стал настоящим праздником. Об экономии дети, конечно, не думали – им бы сфотографироваться возле солнечного зеркала. А вот взрослые взялись за математику.
В пик нагрузки деревня потребляет всю энергию 250-киловаттной подстанции, и подключение к общей сети источника альтернативной энергетики – солидная экономия (за три года – 50 тыс. кВт). Сами бы на такую покупку не отважились: уж очень дорого – один инвектор стоит $5 тыс., да и Беларусь – не самая солнечная страна.
Самсон Аванесян, инженер «SOS – детской деревни Боровляны»: «20-25% максимум берём с этой станции. Конечно, зимой меньше, потому что солнечных дней меньше. Больше всего энергии мы берём летом – больше солнца. Он рассчитан на 20 кВт, но даже в солнечный день редко бывает, что он 20 кВт даёт – 18-19 максимум».
А это уже станция получения электроэнергии от силы Минского моря (см. видео – прим. ред.). Принцип прост: вода падает на турбину, турбина вращает лопасти, которые приводят в действие генератор, накапливающий киловатты. Польский агрегат полностью автоматизирован и подстраивается под уровень воды: в ливень, скажем, запускает все четыре турбины, чтобы не упускать момента перехода энергии из потенциальной в кинетическую. Таких установок в Минске пять, каждая помогает экономить миллион киловатт в год.
Николай Карпеко, главный энергетик предприятия «Минскводоканал»: «Здесь только капитальные затраты влияют, один раз вложился – и всё. А в обычных ГРЭС или ТЭЦ нужно сжигать сырьё (газ или уголь), чтобы получить энергию. Здесь используется сила воды: течёт вода – идёт энергия».
Делать деньги в Беларуси умеют и из воздуха. Правда, эта установка (см. видео – прим. ред.) – единственная в стране полноценная ветроэнергетическая подстанция. К тому же – государственная. Мощность каждого из шести ветряков – 1,5 МВт. Вместе в год они вырабатывают 22 млн кВт ч, этого хватает, чтобы обеспечить электричеством жителей практически всего Новогрудского района (а это около 25 тысяч квартир и домов). Правда, рубль такой энергии – длинный.
Но неделю назад установка уже достигла пиковых показателей – проект эффективен. При этом себестоимость энергии ветра дешевле – около 7 копеек за кВт (это гораздо дешевле тарифов для населения), а ветропарк заменяет 4,5 млн кубометров российского газа, экономия – $700 тыс. в год.
Мировое сообщество давно говорит об альтернативных источниках энергии. В Беларуси, впрочем, предпочитают называть их возобновляемыми. Мол, в чём же альтернативность, если гидростанций, солнечных установок и ветряков в стране хватает, но по доле полученной энергии солнцу, ветру и воде, даже вместе взятым, далеко до нефти, газа и «мирного атома», а призывы полностью перейти к «зелёной энергетике» больше похожи на фантастику. Год назад, правда, скептиков стало гораздо меньше.
8 мая 2016 года в 13:00 по-местному времени в Германии был побит рекорд альтернативной энергетики. Страна на 95% закрыла потребности в электричестве от возобновляемых источников. Конечно, во многом случайно (солнечная погода совпала с мощным порывистым ветром), но всё же – мощность альтернативных установок достигла 57,8 ГВт. На один день 45% всей энергии Германия получала от солнца, 36% – от ветра, 9% – от биомассы, 5% – от гидростанций. То есть, в теории, отказаться от нефти и газа можно, но как воплотить это на практике?
Вячеслав Дубовик, начальник управления экономики предприятия «Белэнерго»: «У нас такие климатические условия, что солнца не так много в республике, нет штормовых сильных ветров, но республика обладает высоким гидропотенциалом. У нас действует самая крупная Гродненская ГЭС, а в ближайшее время будут введены в эксплуатацию крупнейшие гидроэлектростанции – Витебская и Полоцкая».
Всё просто: солнечные батареи и ветряки дорогие, и вложить в альтернативную энергетику Беларуси нужно миллиарды долларов, а дивидендов ждать дольше, чем от строительства атомной станции. Та же Германия лишь к 2050 году намерена выйти на цифру в 60% энергии от возобновляемых источников, а Берлин эту программу развивает не один десяток лет. Беларусь – тоже, и на альтернативной энергии можно неплохо заработать, ведь закупают её по повышенным тарифам.
Вячеслав Дубовик, начальник управления экономики предприятия «Белэнерго»: «Самые высокие повышающие коэффициенты у нас работают для энергии, выработанной с использованием солнечной энергии. Мы покупаем с повышающим коэффициентом 2,7. Энергоснабжающие организации платят за это более 33 центов за КВт ч».
Впрочем, есть в Беларуси сфера, которая может добиться успехов в альтернативной энергетике – это сельское хозяйство. Да, солнечные батареи, обеспечивающие электричеством молочно-товарные комплексы, у нас уже есть, но речь скорее о биогазе. Первые такие крупные комплексы в Заславле и Брестском районе появились ещё в 2008 году, но и здесь есть нюансы: хозяйства не особо заинтересованы реализовывать передовые проекты, так как и без этого получают электроэнергию по льготным тарифам. То есть солнечные батареи, ветряки и биогазовые установки для сельчан – это приятный бонус и, желательно, за деньги частного инвестора или европейского фонда.
Как найти баланс между поддержкой сельхозпроизводителей и стимулированием их к развитию альтернативных способов получения киловаттов? В том числе и это обсуждали в Казахстане на выставке «ЭКСПО-2017» специалисты Министерства энергетики и Департамента по энергоэффективности. К Беларуси, кстати, в этом вопросе – особое отношение. Нобелевский лауреат Жорес Алфёров, уроженец Витебска, предложил ввести новую валюту, которая не будет подвержена инфляции – энергорубль.
Энергорубль будет соответствовать какому-то количеству энергии, и в перспективе может вытеснить и доллары, и евро с мирового рынка. И если эту идею поддержат, Беларусь должна быть готова к эмиссии новой валюты, то есть к выработке своей энергии. Первый шаг – возведение Островецкой АЭС, но за «мирным атомом» пойти в рост должны и наше солнце, и наш ветер, и наши реки. Ведь красота белорусской природы и правда, пусть даже пока потенциально, – весьма прибыльная электросила.
Подписывайтесь на нас в Telegram