Опасности, подстерегающие наших детей в современном мире, трансформируются, приобретая все новые формы. Поэтому родители должны выработать у них привычки безопасного поведения. Об этом рассказывает Юлия Махрова, педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр г. Сенно».
Основная задача – сформировать психологическую готовность преодоления опасных ситуаций. И главным примером тут должны быть родители, даже при простейшем, казалось бы, переходе проезжей части.
«Необходимо учитывать: чем младше дети, тем важнее, чтобы алгоритм действий был более четким. Кроме того, навыки лучше усваиваются, когда дети имеют возможность применять их в реальной жизни. Когда действия станут привычными, дети смогут автоматически реагировать на определенные ситуации», – отметила она.
«В настоящее время особое внимание следует уделить обучению детей навыкам безопасного поведения с незнакомыми людьми, в том числе и в интернете. <…> Многие дети представляют себе злоумышленника мрачным, в черном одеянии, внешне непривлекательным. Но мы, взрослые, понимаем, что опасность может исходить от вполне внешне благополучных и привлекательных людей независимо от пола и возраста, которые обладают определенными навыками манипуляций, способны войти в доверие», – пояснила педагог.
Детей могут отвлечь самым элементарным житейским вопросом, например, как куда-то пройти. И вот ребенок уже вступает в разговор, называет свое имя, возраст, место учебы, поддается на всякие уговоры…
«Правила безопасности <…> можно [чтобы не испугать слишком ребенка окружающим миром] обсуждать, например, читая сказку "Снежная королева", обращая внимание ребенка на то, как Герда попала в сад старушки, которая умела колдовать: заговорила с ней, вошла в ее дом, и старушка сделала так, что девочка все забыла и осталась у нее. То есть добрая старушка оказалась не такой уж и доброй! Для самых маленьких подойдут игры с куклами [кукла потерялась, куклу хочет увезти чужой человек на машине и т.д.]. С детьми постарше можно беседовать и анализировать ситуации, как правильно вести себя в опасной ситуации, используя вопрос: "А как ты поступишь, если…". Также обучать детей правилам безопасности можно посредством просмотра мультфильмов, фильмов, социальных роликов, обычной беседы», – добавила Юлия Махрова.
«Важно внушить мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и не имеют права дотрагиваться до него. <…> Научите ребенка говорить "нет" постороннему взрослому, не стесняясь и не боясь этого. Находясь со взрослыми или старшими по возрасту детьми, включая родственников и знакомых, ребенок не должен делать то, что ему не нравится. <…> родитель или другое доверенное лицо [бабушка, дедушка, тетя и другие] всегда должны знать, где он находится в любой момент времени», – резюмировала психолог.
Фото: архив БЕЛТА / носит иллюстративный характер
Подписывайтесь на нас в Telegram