Чиновники станут ещё ближе к народу: Директива №2 о мерах по дебюрократизации госаппарата принята в новой редакции

Чиновники станут ещё ближе к народу – в новой редакции принята Директива №2 о мерах по дебюрократизации госаппарата. Изменения и дополнения предлагают распространить этот процесс на все структуры, которые работают с людьми.

С момента принятия первоначального варианта Директивы №2 прошло уже более восьми лет. Свою основную задачу – максимально устранить все барьеры на пути гражданина к чиновнику – документ выполнил. Навели порядок и в работе госорганов – жёсткий график, сокращение переписки и отчётности. Ушли в прошлое бесконечное хождения людей по инстанциям и многочасовые ожидания перед кабинетами. Сегодня рассказать о своей проблеме можно лично, по телефону и даже в электронном виде – чиновник обязан выслушать и отреагировать. Новый документ призван ускорить реакцию, сделать её более эффективной.

Инна Ромашевская, эксперт по вопросам государственного управления: «Весь перечень мер, во вносящем дополнения указе, они все очень интересные! Начиная с электронного правительства и заканчивая таким нововведением – рейтинговой системой. То есть перечень, он, конечно, интересный, но теперь самое интересное – как он будет реализовываться. Потому что из мирового опыта, где такие инициативы проводились. Реализуют в разных странах, потому что во всех странах люди жалуются, что чиновники не такие отзывчивые, что они перегружают людей работой, что они посылают из одной инстанции в другую – это в принципе не только для Беларуси характерно, и многие страны предпринимали усилия, чтобы сделать это более эффективным, понятным, более прозрачным».

Бой бюрократии объявили по всем фронтам: не только в госаппарате, но и во всех структурах, которые работают с людьми на местах. Ведь как показал анализ работы с обращениями граждан, многие вопросы, с которыми приходят к чиновникам высокого уровня, в состоянии решить местная власть – районная, городская и даже сельская. В прошлом году только в Комитет госконтроля поступило свыше 9 000 обращений, а ведь это далеко не первая и не последняя инстанция, где ищут правду. Есть, конечно, и категория, так называемых профессиональных жалобщиков.

Ольга Политико, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «У каждого депутата есть свой контингент, который ходит по всем инстанциям, это такой стиль жизни. Но это надо отличать от тех ситуаций, когда люди вынуждены годами обращаться во все инстанции, в связи с тем, что не могут решить вопрос. И зачастую это связано с какими-то пробелами в законодательстве или с двояким толкованием норм. И здесь очень важна роль депутатов, потому что именно мы имеем все полномочия урегулировать это на законодательном уровне».

Чаще всего люди обращаются с житейскими проблемами – состояние дорог, работа ЖКХ, строительство, транспорт – качество услуг пока не на высоте. Чтобы раз и навсегда снять эти вопросы, областным и Минскому городскому исполкомам поручено подтянуть работу строительных, жилищно-коммунальных и других служб, оказывающих услуги населению. Оценивать их эффективность будут сами граждане – вводится специальная рейтинговая система. Увеличат и количество платных услуг, в том числе и на селе.

Наталья Рябова, социолог: «Если рейтинговая система будет влиять на оплату госслужащих, то, я думаю, очень немедленно скажется эта мотивация. Я думаю, что если будут прецеденты эффективного решения проблем на нужном уровне и не надо будет ходить к министру по поводу каждой протекающей крыши и неотремонтированного подъезда, то со временем граждане поймут – это есть тот уровень, на котором вопросы должны решаться и не надо писать сразу Президенту».

Этот мотоблок в территориальном центре социального обслуживания населения Волковысского района впервые завели после зимних каникул. Через неделю-вторую начнут обрабатывать огороды пенсионерам в райцентре. Сельхозтехнику приобрели 6 лет назад. Даже не ожидали, что она будет настолько востребована.

В сельской местности и участки у людей гораздо больше, и техника нужна мощнее. На помощь традиционно приходят сельхозпредприятия. Виктория Еремич – староста в деревне Дулевцы. По просьбе односельчан приехала в сельсовет, чтобы узнать новые расценки на вспашку земельных наделов. Все обращения здесь уже давно коллективные. Чтобы не ездить каждому по отдельности, составляют списки.

Виктория Еремич, староста деревни Дулевцы (Волковысский район): «В нашей деревне большинство жителей это пенсионеры. Многие не могут доехать на центральную усадьбу со своими какими-то проблемами, поэтому они обращаются ко мне. Если надо заплатить за услуги трактора или выписать дрова, брикет. С разными проблемами обращаются. Я стараюсь их решить».

Внимательно изучили обновлённую Директиву и в Росском сельском исполкоме – никаких сложностей с реализаций её положений не видят.

Алла Зарихта, председатель Росского сельского исполнительного комитета: «Оказание качественных услуг населению, это первоочередная задача местных исполнительных и распорядительных органов. Нового ничего в этой Директиве для нашего сельского совета нет, потому что всё то, что прописано по оказанию услуг нашему населению, у нас выполняется ещё с тех, советских времен».

Об удобных креслах и «кабинетном» стиле работы чиновникам придётся забыть. Помимо горячих линий (а эта практика себя оправдала и будет продолжена), руководители госорганов, председатели исполкомов и их замы обязаны раз в неделю – по средам – проводить личные приёмы и не реже раза в квартал – выездные. А ещё до нового года все госорганы должны заговорить между собой на одном языке – электронном. А с января 2017 года большинство административных процедур будет осуществляться только в электронном виде: от подачи заявления – до окончательного результата. Виртуальный путь короче и быстрее реального, срок согласований сократится, а нерасторопные чиновники больше не смогут ссылаться на то, что документ не дошёл или затерялся в коридорах власти.

Ольга Политико, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «В новой редакции Директивы №2 особое внимание уделено внедрению электронного документооборота и информационных технологий. Если проводить аналогию с реальным сектором экономики, мы говорим, что нужно повышать конкурентоспособность, а это невозможно без внедрения современных высокопроизводительных технологий. И когда мы говорим о выполнении государством своих функций, здесь без современных технологий большого рывка не сделаешь».

Работа с населением – отныне главный критерий оценки деятельности чиновников. А это значит, что в строю госслужащих останутся лишь те, кого действительно заботят интересы государства и людей, а не собственный карьерный рост.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram