Чернобыльскую зону отчуждения со стороны Беларуси открыли для туристов. Что можно увидеть на таких экскурсиях?

Чернобыльская АЭС открыла для туристов несколько новых объектов, доступ на которые раньше был ограничен. 

Сегодня в мире всё меньше мест, куда попасть сложно или невозможно. Чернобыльская АЭС открыла для туристов несколько новых объектов, доступ на которые раньше был ограничен. Сердце крупнейшей техногенной катастрофы, как магнит, притягивает экстремалов со всего мира. Посмотреть на «мёртвые» земли можно и в Беларуси. Зону отчуждения с нашей стороны открыли для посещения. Так ли свободен доступ, и что можно увидеть в мире, где природа взяла своё? 

Излюбленный учёными чернобыльский маршрут. Примерно 15 км вглубь леса. Места по-настоящему дикие.

Вокруг – ни души. Люди здесь давно не живут. И от этого даже как-то немного тревожно. Мы – в зоне отчуждения. А впереди – самая грязная её часть. 

Неужели зона готова открыть свои тайны? То, что ещё пару лет назад казалось немыслимым, сегодня вполне укладывается в рамки официальной экскурсии. С гидом, как положено.
 
Максим Вечерков, корреспондент ОНТ:  – А сколько стоит такая экскурсия? 

Максим Кудин, заместитель директора Полесского государственного радиационно-экологического заповедника: – Ориентировочно, для группы из пяти человек, в пределах 340 рублей.
 

 Неужели сбылась мечта любителей радиационного экстрима? Правда, туристические маршруты ещё только прокладывают. Пока это больше похоже на эксперимент.
 
 – Допустим, турист прилетел на экскурсию из-за рубежа, какую дозу радиации он получит за одну экскурсию? 

– Скажем, та доза, которая будет получена от перелёта, будет больше, чем пребывание в течение одного рабочего дня в зоне отчуждения.
 

 
На что здесь можно посмотреть? «Могильников» техники и мёртвых городов, притягивающих «сталкеров», здесь нет. А на пожарные вышки, откуда можно увидеть территорию Чернобыльской станции, подниматься запрещено. Зато есть выселенные деревни. Местный эксклюзив.
 
– Таких деревень много, их 95 в заповеднике. Это вообще отдельный объект исследования. 

– А вот в некоторых домах, вижу, крыши нет, где-то пола нет, кто это всё вывозил или разбирал? 

– На разных этапах охраны территории был доступ людей.
 

Полесский радиационно-экологический заповедник появился вслед за чернобыльской катастрофой. Его создали для охраны загрязнённой территории и научных исследований. Уровень радиации на некоторых участках зашкаливает и сегодня, превышая допустимые нормы в сотни и даже тысячи раз. Но такие места здесь под запретом, туда туристам не попасть.
 
 
Хотя и на относительно чистых точках нужно быть предельно осторожным. Дозиметр ведёт себя нервно, цифры скачут. Из-за неравномерного выпадения радиоактивных осадков определить границы загрязнения сложно.
 
 – Радиация. Её не видно. Она не пахнет. Её нельзя потрогать. Но она есть. Сколько там?

– Ну, на текущий момент мы имеем чуть больше трёх бета-частиц на сантиметр квадратный.
 

Таких цифр можно не бояться. Но буквально шаг в сторону и уровень начинает резко расти – сразу в 15 раз. А это уже эффективная зона облучения. И даже такая мозаика – не повод для паники. Период полураспада цезия и стронция прошёл, в земле этих радионуклидов сейчас вдвое меньше. 

Максим Кудин, заместитель директора Полесского государственного радиационно-экологического заповедника: «Сформировано два маршрута, подобраны площадки, дороги с усовершенствованным покрытием, и в целом просчитаны те дозы, которые могут получить граждане, пребывая у нас».

Это громадное полуразрушенное здание тоже включили в маршрут. Раньше здесь производили корма для животных. После аварии оборудование вывозить не стали (оно сильно фонило).

Ржавые многотонные конструкции наверняка порадуют экстремалов. Осталось нанести белые линии, переступать через которые запретят. Безопасность превыше всего.  

– Главное здесь, чтобы на голову ничего не упало ещё. 

– Да, здесь всё стоит в таком виде – трогать нельзя, двигать тоже.

Так называемая «тридцатикилометровка» была закрыта для посторонних больше тридцати лет. Хотя желающие увидеть «мёртвые» земли были всегда. Приезжали из самых разных стран. Теперь туристам рады вполне легально. Первое время группы будут отправлять примерно два раза в месяц. Массовые экскурсии начнутся после обкатки главных маршрутов.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Максим Вечерков