Наркотики, а точнее борьба с ними, вновь дали повод вернуться к теме. Спустя месяц после совещания у Президента в Беларуси разрабатывают более эффективные подходы. Не только чтобы искоренить наркоугрозу, но что куда важнее – спасти тех, кого ещё можно спасти.
Типичная история наркодилера. Третья судимость за продажу марихуаны. Втянулся, потому что сам употреблял. Семья, друзья и уж тем более те, кому продавал наркотики, – никто не имел значения.
Дмитрий Щербаков, осужденный по ч. 3 ст. 328: «Что я думал в этот момент? Наверное, ничего. Ничего такого, что могло бы меня остановить. Никто же не думает о том, что будет дальше. Этот момент, сейчас и сегодня, играет ключевую роль».
Чем больше купят, тем лучше. Богатый клиент – вообще находка: им можно манипулировать, заставить платить сумасшедшие деньги и вытрясти всю душу.
2014 год. Беларусь заполонили новые наркотики – азиатская синтетика, от которой люди в прямом смысле сходили с ума и умирали от передозировки. Заполонить страну спайсами помешали лишь жёсткие своевременные меры. Усиление наказания по наркотической статье было фактически единственным выходом. Декрет №6 стал щитом и мечом.
Геннадий Казакевич, начальник Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси: «Меньше стало у нас передозировок, их реально в четыре раза меньше стало по сравнению с 2014 годом – наша работа успешна. Меньше преступлений совершается несовершеннолетними, а их в пять раз меньше. Эволюция потребления наркоугрозы произошла, у нас появились новые вызовы и угрозы, которые заставляют нас изменять не подход, наш подход верен, а изменять компоненты нашего противодействия наркоугрозе».
Можно выиграть бой (да, мы победили спайсы), но война с наркотиками продолжается. И это не поиск авторов объявлений на столбах. Так топорно наркобизнес уже не работает, дилеры изучают рынок, законы, потребителя и выстраивают максимально осторожные схемы.
Дмитрий Щербаков, осужденный по ч. 3 ст. 328: «Заходишь на сайт, опять же заходишь на странички, которые нельзя отследить, тебе высылают номер электронного кошелька, ты идешь в банк, кладешь денежки, высылаешь номер чека, и тебе уже приходят фотографии того места, где закладки лежат».
Иерархия выстроена четко. Никаких личных встреч. Есть поставщик и крупные дилеры, которые забирают килограммы наркотиков, фасуют на партии поменьше, по 10-20 граммов, и раскидывают по тайникам для более мелких. Они в свою очередь дробят на разовые дозы и делают закладки, которые забирают покупатели. Пушечным мясом становится низшее звено. И о своих шефах у них нет информации.
А искать в первую очередь нужно именно организаторов наркобизнеса, где бы они ни были. Такую позицию на совещании месяц назад обозначил Президент. И коль Беларусь оказалась на перекрёстке всех дорог, следить в оба за границами с Запада и Востока.
Мировые наркорынки продолжают расти, производство кокаина и опиума достигает рекордных размеров. В мире на 60% увеличилась смертность от наркотиков. Почти 100 миллионов взрослых европейцев хоть раз в жизни пробовали запрещённые вещества. Таковы цифры ежегодного антинаркотического доклада ЕС.
Алексис Гусдил, директор Европейского мониторингового центра по наркомании и наркотикам (EMCDDA): «Угрозы находятся повсюду. Речь не идёт о монополии, например, латиноамериканских картелей, сегодня существует очень много организованных преступных групп, которые пытаются делать бизнес на наркотиках, и это усиливает давление на власти, на силу закона».
Рынок наркотиков – это основной источник дохода для организованных преступных групп. Мировой наркотрафик по некоторым оценкам достигает $300 млрд в год. Речь не просто о вреде для здоровья, но и о глубоких криминальных связях, подпитке коррупции, подрыве госуправления и даже поглощениях целых государств. Поэтому и борьба с этим явлением давно приобрела международный характер.
Лес Фиандер, представитель Европола: «У нас много соглашений со странами восточного региона. Пока нет отдельного соглашения с Беларусью, но это не мешает нам работать в одном направлении. Рано или поздно мы придём и к официальному документу».
В борьбе с наркотиками в разных странах свой отдельный подход зачастую чрезмерно либеральный. Чтобы выбрать верный путь, Беларуси нужно всё хорошо взвесить.
Первые жёсткие шаги дали результат. Тактику необходимо менять в соответствии с вызовами времени. По поручению Президента (он выслушал все мнения) комплекс мер будет переработан. В первую очередь, наркотикам дадут информационный бой, усилят работу в интернете. Пересмотрят и эффективность работы правоохранительных органов – важна статистика не для галочки, а реальный результат – поимка крупных поставщиков и организаторов наркотрафика. Что касается наказания, в каждом случае – индивидуальный подход, исходя из принципа справедливости, о котором говорил на недавнем совещании Президент. Те, кто должен ответить перед законом, ответят однозначно. Но если человек оступился (возможно, по глупости), осознал и готов свои ошибки исправлять, важно дать ему такой шанс и не сломать судьбу.
Геннадий Казакевич, начальник Главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси: «Законодатель снизил нижние пределы санкций по ч. 2 и ч. 3 ст. 328. Сама правоприменительная практика уже усовершенствована, то есть совместное употребление, совместное приобретение с целью потребления сбытом не является. Государство проявляет гуманность в виде амнистии по статье 328, которая коснется значительно количества отбывающих наказание, как совершеннолетних, так и несовершеннолетних. Сроки будут снижены и уже снижаются на год и на два».
Помилование, пожалуй, самый важный момент, сейчас прорабатываются все нюансы и критерии. Если родители, родные-близкие готовы, условно, поручиться за оступившегося, почему бы не предоставить им такую возможность.
Подписывайтесь на нас в Telegram