Человек в золотой маске

В московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 22-й раз вручали национальную театральную премию России «Золотая маска». Наряду с российскими, там звучали и имена белорусских театральных деятелей.

В московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 22-й раз вручали национальную театральную премию России «Золотая маска». Наряду с российскими, там звучали и имена белорусских театральных деятелей.

Лучшим режиссёром театра кукол признан Алексей Лилявский за постановку «Ваня» в Санкт-Петербурге, лучшим спектаклем признана «Толстая тетрадь» театра кукол из Перми, которым руководит выпускник Белорусской академии искусств Александр Янушкевич. Также за работу над «Толстой тетрадью» отмечена белорусский художник Татьяна Нерсесян. Но это награда за российские постановки.

А почётным лауреатом«Золотой маски» впервые стал иностранец – народный артист СССР, живущий и работающий в Беларуси Ростислав Янковский. Высокое жюри отметило выдающийся вклад артиста в развитие театрального искусства.

Даже его знаменитый брат Олег Янковский, номинированный на «Маску» в 2009 году, так её и не получил. А потому многочисленные поклонники таланта Ростислава Ивановича поздравляют его с особым восторгом.

Теперь уж точно, как по Лермонтову: «Под маской все… равны». С 1993 года чисто российская премия в нынешний белорусский Год культуры обрела первого почётного лауреата-иностранца. Интервью ОНТ с Ростиславом Янковским было записано в мае 2015 года, за час до премьеры «Вечности на двоих». С тех пор 86-летний актёр редко появляется на публике.

Алексей Дударев, драматург, председатель Белорусского союза театральных деятелей: «Рыцар тэатра, рыцар! Ён кладзе ўсё на тэатр: здароўе сваё, і жыццё сваё, і талент свой – усё! У яго ёсць званне вышэйшае, якого ніхто не адбярэ – Янкоўскі!»

За почти 60 сезонов на минских подмостках актёр сыграл не только Арбенина в «Маскараде». Около 170 героев – выдающийся вклад в развитие театрального искусства старейшего, пожалуй, в и сейчас самой артистической семье 1/6-й части суши. В музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко нашего Янковского ждали: друзья, коллеги, поклонники.

Народный артист СССР госпитализирован в одну из минских клиник – не смог сбежать от врачей. А ведь раньше бывало! 2003 год – масштабные гастроли Горьковского театра в столице России под угрозой срыва: Янковский – в реанимации. Однако поехал. Ответственность тогда взял на себя директор театра. Московские коллеги ревниво засекали время аплодисментов: 10,5 минут зал стоял.

Эдуард Герасимович, директор Национального драмтеатра им. Максима Горького: «Не было только “Золотой маски”, но и её мы благополучно получили. Почему я говорю “мы”? Потому что лишний раз напомним всему миру: кто – Янковский, откуда – из Минска, из Беларуси, из театра имени Горького».

О том, что актёр наш – человек в «Золотой маске», объявили ещё в декабре. Кому почётная награда определил секретариат Союза театральных деятелей России во главе с Александром Калягиным. Ровно 10 лет назад его вместе с Янковским отметили Премией Союзного государства.

Александр Калягин, народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей России: «Смотришь на этого артиста, просто крылья появляются. Потому что это уникальное, феноменальное событие, когда Ростислав Иванович играет. Спасибо Вам большое! И когда выздоровеете, приезжайте в Москву».

«Золотая маска» – это и премия, и фестиваль. За 22 года участником его внеконкурсной программы был лишь один белорусский театр – имени Горького. В 2009-м национальная труппа пригласила москвичей на «Земляничную поляну». Спектакль с Янковским в главной роли до сих пор на большой сцене.

Андрей Душечкин, заслуженный артист Беларуси: «Горе, радость, боль, любовь – всё в этой театральной “маске”. И ты понимаешь, что актёры такого уровня, как Ростислав Иванович Янковский, поднимают нашу профессию выше ремесла».

В афишах 83-го театрального сезона пять спектаклей, в которых к зрителю выходит Мастер. Он и Фамусов в «Горе от ума», и Грознов в «Правда – хорошо, а счастье лучше». У Пане Коханку в текущем репертуаре также черты Янковского.

Единственная персональная гримёрная в театре – здесь Ростислав Янковский жил и продолжает проживать судьбы своих героев. Открывают дверь лишь когда хозяин дома. Исключения редкие, но всё-таки были. В прошлом декабре 108-ю отвели народной артистке России Людмиле Поляковой. Это были большие гастроли в Минске московского Малого театра. Его худрук Юрий Соломин – также лауреат нынешней «Золотой маски».

Юрий Соломин, народный артист СССР: «Последний раз виделись года три назад, когда он приезжал на фестиваль “Островский в доме Островского”. Но через три года люди становятся старше. Здоровья – самое главное. Потому что, даже если не будет сил, а будет здоровье, это уже хорошо – можно передавать опыт».

За кулисами Горьковского сейчас только и говорят о новом моноспектакле. Это идея худрука театра. Сергей Ковальчик думает ввести в роль Мастера впервые на малых подмостках, которые с не меньшим успехом, чем основные, уже освоила сценическая супруга Янковского.

Белла Масумян, народная артистка Беларуси: «Как только звонок, как только театр – откуда берутся силы?! У него это желание есть. И я верю, что это случится, и мы сыграем этот спектакль, который очень любим».

Их история любви «Вечность на двоих» заявлена в афишах на 24 апреля. Тогда же на родной сцене Янковскому намерены торжественно передать уже его «Золотую маску». Впрочем, лучшая маска, какую только можем надеть артист, – это его собственное лицо.

Подписывайтесь на нас в Telegram