Цена за доброту – 20 лет тюрьмы. В Литве хотят ужесточить наказание за помощь беженцам

Цена за доброту – 20 лет тюрьмы. В Литве хотят ужесточить наказание за помощь беженцам

20 лет лишения свободы. Депутаты литовского Сейма предлагают ужесточить наказание за организацию нелегальной миграции. Накануне правоохранители соседней страны задержали четырех контрабандистов, которые пытались переправить беженцев в глубь Европы – ими оказались граждане Польши, Азербайджана, Ирака и Грузии. Сами литовцы от потока мигрантов не в восторге, но опасаются, что новый закон будет направлен не против контрабандистов, а против тех, кто недоволен миграционной политикой Вильнюса и тем, как власти обращаются с мигрантами. 


Как решить гуманитарную катастрофу, к которой привели собственные действия? Казалось бы, ответ очевиден – работать над ошибками. Но нет, Литва пошла другим путем. Пока ООН призывает соблюдать права мигрантов, а Объединенная Европа, пусть и со скрипом, решает, как поделить их между странами. Литва и Польша – стоят особняком. Вильнюс заявил, что не намерен мириться с беженцами, так как они наносят урон государству и нужно тратить огромные деньги на охрану границы. Чем раньше занимались пограничники этой страны – большой вопрос, но не об этом. Решение нашли – огромные тюремные сроки за организацию нелегальной миграции.

Николай Межевич, директор Центра белорусских исследований Института Европы РАН: «Антимигрантские настроения Литвы, которые долгое время Брюссель сдерживал, теперь акцептируются кризисом европейской миграционной политики, и если раньше Берлин говорил мигрантам "да", а Вильнюс говорил "нет", то теперь Вильнюсу несколько легче принимать такие инициативы, которые справедливо назвали полубезумными или просто безумными. Наказанию будут подлежать все люди, подпадающие под литовскую юрисдикцию и так или иначе связанные с мигрантами, вплоть до тех, кто будет привозить им чистую воду».

А наказание предлагают до 20 лет лишения свободы. Таки сроки дают террористам и серийным убийцам. Но экспертов и правозащитников тревожит даже не то, что предложение будет возведено в ранг закона, а то, как его будут исполнять. Велика вероятность охоты на ведьм… или на неугодных литовской власти.

Сергей Перепелица, политический обозреватель (Литва): «Давайте представим: вы едете на машине, вас попросили подвезти (арабы, не арабы – не важно) люди. Вот едут в эту же сторону. Сели к вам в машину, и вы становитесь автоматически преступником, которого сажают на 20 лет... Извините меня, Брейвик сейчас в Норвегии просится на условно-досрочное, который застрел около сотни человек. Вот я читаю, что Джона Хинкли, расстрелявшего президента Рейгана в 81-м году, хотят отпустить из-под стражи, а тут 20 лет – за что?» 

А то, что любой житель Литвы, неравнодушный к страданиям ближнего, может оказаться на скамье подсудимых, примеры уже есть. Литовская учительница, приютившая и накормившая пятерых афганских беженцев пару недель назад, сегодня проходит фигурантом по уголовному делу. Впрочем, в литовских СМИ эту историю стараются замалчивать. Как и то, в каких условиях содержат мигрантов, ведь умирают они не только на границе. Один из последних случаев – буквально на днях в одном из литовских центров приема нелегалов скончался 11-летний ребенок.  

Самих же представителей СМИ власти к границе не подпускают на пушечный выстрел. Ведь тогда вопросов будет еще больше. Только за последнюю неделю из Евросоюза в Беларусь силой пытались вышвырнуть более 150 групп мигрантов. О последствиях таких зачисток территории ЕС от беженцев всем давно известно – это сотни во всех смыслах искалеченных людей.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Тяжело травмированных, изувеченных людей на границе становится всё больше. Это вызывает серьёзную озабоченность в Беларуси и за ее пределами у тех людей, которые еще не потеряли чувства человечности. Поэтому я хотел бы еще раз сегодня обратиться к международным организациям, к руководителям, гражданскому, как они говорят, обществу зарубежных стран, чтобы обратили внимание на ситуацию, которая складывается на границе, и все-таки соблюдали права человека, которые они сами декларировали. Очень важно сегодня нам определиться, как мы будем действовать в будущем. Еще раз говорю: погода у нас изменилась, климат у нас суровый, мы получим огромное количество погибших людей на границе. И как мы видим, они наплевательски к этому относятся, они не будут смотреть на этих людей, как им помочь. Опять все это ляжет на плечи белорусов».  

Несмотря на озабоченность Организации Объединенных Наций и призывы к соблюдению законов – международных и человеческих, Вильнюс и Варшава действуют все жестче и ищут виноватых, пытаясь перевести стрелки на Беларусь. Но выходит неубедительно. Позицию нашей страны накануне с трибуны ООН озвучил глава нашего внешнеполитического ведомства.  

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Сегодня миллионы беженцев стремятся попасть со всех направлений в сытую Европу, чтобы спастись от голода, бедствий, созданных этой же Европой и Западом в целом в тех или иных странах и регионах. Но, как оказалось, их в Европе никто не ждет».

И беженцы, испытав на себе европейское гостеприимство, теперь прекрасно это понимают. В литовских лагерях все чаще вспыхивают бунты. Мигранты требуют свободы, по их словам, беженцев содержат хуже, чем военнопленных, – нет ни медицинской помощи, ни еды, ни элементарных условий. А если литовский сейм все же примет драконовский миграционный закон, то и на хлеб, и воду от сердобольных местных жителей не придется рассчитывать. 20 лет тюрьмы – слишком высокая цена за доброту.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Андрей Александров
География:
Литва