Рынок энергоресурсов, противодействие санкциям, финансы. Болевые точки ЕАЭС обозначили на онлайн-саммите главы государств

Рынок энергоресурсов, противодействие санкциям, финансы. Болевые точки ЕАЭС обозначили на онлайн-саммите главы государств

Большая интеграция в малых формах. Сегодня Минск стал виртуальным центром Евразийского экономического союза. Саммит ЕАЭС вновь прошёл в онлайн-формате, но это никак не помешало президентам обозначить болевые точки интеграции.  Всё-таки именно для этого встречи на высшем уровне и нужны. 


Один из обсуждаемых (и далеко не в первый раз) вопросов – движение к  общим энергетическим рынкам. Формирование тарифов на газ на общем пространстве ЕАЭС стало настоящим камнем преткновения. Принципиальная позиция Александра Лукашенко – вопрос необходимо решать в ближайшее время, ведь застарелые проблемы способны подорвать имидж всего союза.

Снова вместе, но – не рядом. Минск должен был принимать этот саммит, но пандемия оказалась выше любой, даже самой высокой политики. Сам формат уже успел стать привычным (хоть подготовки требует едва ли меньшей, чем очная встреча), но президенты умеют удивлять. Владимир Путин войдёт в эфир первым, за минуту до предполагаемого старта саммита. Такого не было никогда. 

Из саммита в саммит одним из важнейших вопросов евразийской интеграции остаётся газовый. С той лишь разницей, что иногда о нём говорят публично, но чаще – за закрытыми дверями, как сказали бы раньше, а в нынешних реалиях – по каналам закрытой связи. Президент даст понять, что так будет и в этот раз. А когда об общих рынках заговорит премьер Армении, в трансляции, как на зло, пропадёт звук… 

Впрочем, позиции всех участников этого долгого процесса известны. Им бы в самом деле поддать газу. Весной Москва представила партнёрам проект договора, в котором изложила своё видение формирования тарифов на транспортировку газа. Документ, естественно, закрытый, но с оговоркой: в нём пока разные тарифы для российских субъектов и для потребителей в ЕАЭС. 

Судя по всему, газовый вопрос обсудят при первой же очной встрече лидеров. Ведь это уже не вопрос чьих-то интересов, любая застарелая проблема ставит под удар имидж всего союза. Они ведь договаривались. В то же время Минску удалось найти развязку газового спора в двустороннем формате. Цена не выше и не ниже уровня этого года – да, это компромисс, но сам факт его достижения может стать показательным для Евразийского союза. Но есть и кое-что ещё. На фоне газового кризиса в Европе, а цена на бирже вновь поднялась выше 1200 долларов, встаёт резонный вопрос: когда рынок станет общим, снизятся ли тарифы для населения? 

К слову, объём будущего общего рынка газа ЕАЭС (а он должен заработать через три года) – свыше 20 миллиардов кубометров. Запуститься должен и общий нефтяной рынок. Партнёры по интеграции переходят к рассмотрению правил торговли, чтобы с 2025-го ресурсы стали не российскими или чьими-то ещё, а общими – евразийскими. 

Обострять тему никто не станет. Да, общие рынки жизненно важны и для союза в целом, и отдельных его участников в частности, но речь не только об этом. Чтобы с 2025-го союз заработал полноформатно, президент видит несколько приоритетов. Цифровизация – о ней говорят постоянно.

Не в полной мере союз использует и транзитный потенциал. Есть несколько технических, но важных моментов, которые могли бы этому поспособствовать. Третьей приоритетной сферой Александр Лукашенко считает агропром. Тут всё понятно: когда в мире продовольствия на всех не хватает, одни из самых развитых в этом плане стран умудряются чинить друг другу препятствия, хоть рынок вроде как общий. К слову, о продовольственной безопасности скажут все лидеры. Проблема волнует страны от мала до велика. 

И хоть документ разработан, принят сегодня он не будет. Это к тому, что ЕЭАС – сложная бюрократическая машина. Ещё одна мозоль – импортозамещение, а оно ведь плотно увязано с промышленной кооперацией. Показательные примеры, конечно, есть. И то, как в машиностроении сотрудничают Беларусь и Россия, может стать ориентиром для Евразийского союза. Но под большие проекты нужны немалые деньги. Александр Лукашенко предлагает облегчить доступ к общему кошельку. 

Банк никогда не бывает в накладе. Но даже когда деньги есть, встаёт вопрос: они какие? Национальные или по привычке? И хоть портрет Франклина греет душу на всех континентах, белорусский Президент убеждён: не всё то золото, что выпущено банком Америки. 

Конечно, пандемия мешает, как и санкционное давление, хотя как раз оно может подтолкнуть экономическое сближение евразийских партнёров. По крайней мере, Минск в этом заинтересован. Как бы там ни было, торговля в союзе в этом году выросла на треть и даже обогнала доковидный 2019-й. 

И союз готов постоять за каждым из его участников. В ЕАЭС разработали своего рода инструкцию – как действовать, когда любой из интеграторов фиксирует неправомерные действия в свой адрес. Президенты сегодня утвердили меры совместного противодействия санкциям. 

Да, все признают: темпы интеграции могли быть и выше. Но в том, что совокупный ВВП евразийской пятёрки за полгода вырос на 4,5%, и эксперты, и президенты видят хороший знак. Страны в пандемию не замкнулись на решении только собственных проблем. И всем вирусам (а заодно и санкциям) назло готовы двигаться дальше. Ну а дорогу, как известно, осилит идущий.

ФОТО: president.gov.by

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Новости Минска