1 декабря – в Международный день защиты от СПИДа – в Беларуси говорят о детях-сиротах, диагноз которых становится барьером для усыновления. Сегодня в социальных приютах воспитываются 147 таких малышей, всем им нужны родители, и у большинства шанс обрести семью минимальный.
Это видео (см. видео – прим. ред.) снимали для того, чтобы показать потенциальным родителям – дети с диагнозом ВИЧ ничем не отличаются от остальных. Лица закрыты по понятным причинам: решение – скрывать или нет свой диагноз – они примут, когда повзрослеют, а пока это просто семилетние мальчишки.
Своих биологических родителей ни Сергей, ни Паша не знают. Мамы, передавшие детям ВИЧ-статус, отказались от них сразу в роддоме. Большую часть жизни дети провели по больницам. Почему мальчиков по разным причинам не хотели принимать социальные приюты, за кадром волонтёры объясняют: мифы о ВИЧ часто оказываются сильнее фактов – персонал боится заразиться там, где это практически невозможно. Когда же сталкивались с детьми, кормили в резиновых перчатках, не брали на руки и даже не разговаривали.
В XXI веке с ВИЧ борются системно. Антиретровирусная терапия в Беларуси доступна каждому. Постоянный приём медикаментов практически полностью гарантирует, что вирус будет «дремать», не разрушая иммунную систему.
Всемирная организация здравоохранения сегодня не считает ВИЧ смертельным заболеванием, инфекция переведена в категорию хронических. Как с ней борются в Беларуси – полная картина станет ясна к 2018 году. За это время в стране планируют проверить 90% населения на ВИЧ-статус.
Своевременное лечение подавляет вирус, чтобы он не превратился в СПИД – конечную фазу болезни. Заражённые люди могут полноценно жить до старости и даже рожать здоровых детей.
Итоги работы за 11 лет подводили в ООН. Совместные проекты с глобальным фондом и белорусским правительством за это время не дали проблеме вырасти до уровня национальной угрозы. Больше ста миллионов долларов, потраченных на поддержку, лечение и профилактику ВИЧ, выровняли ситуацию.
Официальная статистика – 15 тысяч зарегистрированных ВИЧ-случаев по стране. И эта цифра каждый год становится больше из-за так называемой группы риска: для наркозависимых и «ночных бабочек» ВИЧ по-прежнему – чума XXI века. Как показывает практика, эта категория инфицированных о том, что есть лечение, зачастую даже не знают. Но есть у таких историй и другое продолжение.
В 20 лет тогда уже наркомана со стажем – Евгения – ВИЧ заставил остановиться. После наркореабилитации появилась семья, работа. Сегодня его стаж приёма таблеток – 19 лет. Евгений – один из немногих ВИЧ-инфицированных живёт открыто. Несколько лет фотографию Евгения размещали на билбордах с социальной рекламой, и многие тогда думали, что персонаж вымышленный. Уж слишком смело это выглядело.
Одиночество страшнее ВИЧ. Именно на жёстком восприятии обществом давно не смертельного диагноза делают акцент специалисты. ВИЧ-инфицированные часто становятся если не брошенными, то как минимум невидимыми для большинства
По подсчётам социологов, мифы о ВИЧ окончательно ослабеют через 10 лет. Это половина срока, прошедшего с момента открытия вируса учёными. Но волонтёры «Позитивного движения» продолжают надеяться на разумное чудо уже сейчас – оно нужно этим мальчишкам уже сегодня.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram