Будет работа – будет город: какие решения приняты по заводу в Миорах и к чему они приведут?

Будет работа – будет город: какие решения приняты по заводу в Миорах и к чему они приведут?

Машина национальной экономики готова набирать скорость лишь тогда, когда все ее детали исправны и работают как часы. И мелочей здесь не может быть по определению. Типичный пример: небольшие Миоры на Витебщине, куда на неделе приехал Президент. Но об этом чуть позже. А пока – чем живет городок с населением меньше 8 тыс. Формула здесь проста и сурова: работа. Будет она – будет город.


Райцентров до 20 тыс. человек населения в Беларуси большинство. Из 118 – больше половины. Чаще всего расположены они вдалеке от крупных городов и магистралей. А потому возможная точка роста лишь одна – флагманское предприятие. В Миорах, которые тот самый список почти замыкают, такой завод по производству белой жести появился, а с ним и надежда на то, что городок оживет. Правда, она быстро растаяла вслед за громкой историей, сначала о деньгах, которые прибрал к рукам частник, а затем и массовых увольнениях.

Но финал этой истории, которую многие снабжали красноречивым эпитетом «жесть», – все же счастливый. Начиная с этой недели Миорский металлопрокатный завод – предприятие государственное. Президент лично сообщил коллективу эту новость – отличную и для миорчан, и для страны. И это, возвращаясь к машине национальной экономики, – та самая деталь, без которой будет буксовать весь механизм.

Ах, как все красиво начиналось! Партнерство с «Формулой 1». Пробные поставки в Италию, Германию и Чехию. И банки для самой вкусной белорусской сгущенки. Так громко на рынок не выходил, пожалуй, ни один белорусский завод. Но громкий старт совсем не гарантирует победный финиш. 

Металлопрокатный завод на этом месте должен был появиться еще в 2020-м. Ну ладно, опоздали – с кем в Беларуси не бывает! Австрийский инвестор, немецкий поставщик оборудования и директор прямо из этих мест. Казалось, какие еще слагаемые нужны для успеха!

Но завод – в долгах как в шелках. Инвестор не выполнил условия договора. Производство остановилось. И люди! Людей начали увольнять. Выходит, это потерянный рай? 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Идеальное предприятие превратили в банкрота. У нас предприятий таких нет. Это суперпредприятие. Тут просто надо засучить рукава и производить продукцию, сбывать».

Такой завод Беларуси нужен. Из тончайших листов белой жести делают безопасную и экологичную упаковку. Это и замещение импорта, и наращивание экспорта. Правда, пока до заявленных мощностей далеко. Но как так получилось, что завод, о котором должны были говорить с белой завистью, только и вызывает желание сказать «жесть». 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мне доложили, что распилили, украли немало денег. Я сказал: хорошо, завод должен работать, а параллельно делайте аудит и мне доложите. Они сидят? И пусть сидят до скончания века, пока мы не поймем, сколько украли денег».

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Похоже, кто-то об этом забыл. Впрочем, это уже совсем другая история. История же этого завода пишется теперь уже совсем другими людьми. Из России сюда приехал металлург со стажем. Как сам шутит, когда-то жал руку Владимиру Путину на открытии производства в Челябинске. Теперь вот довелось и Александру Лукашенко. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Ты полноправный директор. Я работал директором, я знаю эти приставки. Какой ты банкрот? Сегодня с тебя эти матерные слова убираются».

Его пригласили антикризисным управляющим. Но при удачном исходе дела из него готовы сделать героя Беларуси. А еще говорят, что в Беларуси звезд с неба не хватают! 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Здесь должны быть герои – такое производство! У меня главная цель, чтобы ты работал и не останавливался, чтобы они (чиновники) вокруг тебя бегали, а не ты к ним».

Пока указ о назначении Владимира Дьяконова Глава государства не подписал, но это ведь дело техники. Так это спасение или рейдерский захват? Важно понимать: государство не отжимает (уж простите за сленг) успешно работающее предприятие, а берет на себя все его долговое бремя. А завод должен кредиторам 400 млн долларов. И просто представьте, что стало бы с шестью сотнями рабочих, не вмешайся Президент. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «С сегодняшнего дня вы работаете как предприятие белорусское, государственное. В связи с тем, что частники не выполнили свои обязательства, завод был изъят. Все долги я забрал на государство, и вы сегодня функционируете как белорусский завод в Миорах. В обиду мы никого из вас не дадим. Поэтому вы можете спокойно работать. Завод будет работать именно так, как мы когда-то мыслили. Вот цель моего приезда».

Время для старта непростое. А с другой стороны, пройдя такую закалку, им санкции могут показаться просто очередным виражом. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Это время возможностей. И только те выйдут из кризиса окрепшими, кто будет бежать. Пойдем пешком – нас догонят и раздавят. Нас затопчут. И дело не в политиках. Этих политиков скоро не будет. Это временщики. Там не с кем разговаривать. Политика политикой, а бизнес, производство – это производство. Если им надо это "золото", которые вы производите, они купят окольными путями. Но помните, что главная движущая сила – это вы, не я. У меня море таких городов. Вы должны работать, зарабатывать, строить себе жилье с помощью государства и беречь свой край – вы!»

И еще. Спор, какая форма собственности эффективнее, государственная или частная, может продолжаться вечно. Но сколько раз разочарование постигало тех, кто поверил в рынок. Похоже, и в самом деле, рынку под силу отрегулировать не все. И государство может быть управленцем, который направляет, но не мешает. Ну что, теперь вы знаете, как закалялась сталь. 

Фото: БЕЛТА

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Анна Пыж
География:
Беларусь