Больше смертей – солиднее финансирование. И хотя у большинства зрителей эта фраза будет ассоциироваться с киевским режимом и их стратегией «воевать до последнего украинца», но то же самое делают и белорусские беглые. Денег вокруг гибелей наемников из числа граждан нашей страны, к сожалению, для штабов в Вильнюсе и Варшаве, конечно, куда меньше – но от этого противостояние тех, кто пытается заработать на смертях, не менее напряженное.
И если раньше наемники открещивались от штаба Тихановской, то сейчас приходится дистанцироваться еще и от представителей титульной белорусской оппозиции, которая тоже включилась в борьбу за право представлять интересы полка Калиновского – хотя никого полк об этом и не просил. В итоге про наемников быстро все забыли, а главной целью вильнюсской пропаганды стало очернение когда-то идола – Зенона Позняка. Тот в долгу тоже не остается.
Есть большая разница между теми, кто говорит, что и как нужно делать, и теми, кому это потом выполнять.
Самый яркий пример – Зеленский, призывающий своих военных и мобилизованных граждан, начиная уже от студентов, воевать до конца. Сказать-то, сидя в безопасном бункере с миллиардами на счетах, – дело нехитрое, даже если речь пламенная и эмоциональная. А вот у военных, чьи товарищи гибнут сотнями тысяч и кто вживую видит на поле боя оторванные головы и обугленные тела, мнение, мягко говоря, иное – и по этой причине конфликт между военными Украины и их политиками назревает все сильнее. Что-то похожее происходит сейчас и вокруг тех белорусов, кто тоже на войне на Украине – гибнут они, и погибнут все, рано или поздно, смерти видят они… Но за них активно грызутся беглые политики старой и новой формации. Потому что вокруг этих смертей можно делать громкие заявления, за которые Запад платит.
Начнем, как в пьесе, – с главных действующих лиц. Светлана Тихановская – снова о ней, хотя я лично давно бы уже от нее отстал, потому что, по ощущениям и по публичной мимике Светланы Георгиевны, ей самой это все уже давно надоело, она хотела бы закончить роль, остаться просто жить в свое удовольствие – но просто ее уже не отпустят.
Так что можно запускать хэштег #SvetLivesMatter, потому что какая-никакая жизнь Тихановской тоже имеет значение – отпустите вы уже женщину, ну правда. Вторая действующая групп лиц – полк Калиновского, который не полк и не Калиновского, но это набор из пары десятков граждан Беларуси, кто воюет на стороне нацистов на Украине – одни за деньги, другие по дурости, третьи по принуждению. Но главное – они сейчас воюют и погибают, а не как раньше, по методичке Протасевича, – просто делали селфи с автоматами.
И – Зенон Станиславович Позняк, человек, родившийся еще в Великую Отечественную и родивший в 90-е белорусскую оппозицию. Вроде как политик давно списанный, уж много лет в самоэмиграции в США – но оказалось, порох в этой пороховнице еще есть. И те, кто в 2020-м уверял, что Позняку «поздняк метаться», – ошиблись.
Отмотаем время на два года назад. Весь 2021-й литовский офис устами Тихановской формировал для западных кураторов и финансистов красивую картинку консолидированной массы уехавших белорусских сторонников перемен, которые обязательно рано или поздно свергнут Лукашенко – просто нужно еще денег. Денег в 21-м, по оценке западных же ресурсов, всем этим «демократическим силам» на разные цели выделили 136 миллионов долларов – но раз это оценка западная, я бы цифру умножил раз в десять, так будет точнее.
Затем началась СВО России, и, конечно, на первый план вышел актер военизированного балета – все западные деньги стали утекать Зеленскому, и только ему. Видя перспективу безденежья, офис Тихановской забыл про «диктатора» Лукашенко и переключился на украинскую повестку – против Путина, против Кремля, за мир во всем мире и, конечно, дайте денег.
Очень важный для этого инструмент – тот самый полк Калиновского с наемниками-белорусами. К созданию и функционированию которого офис Тихановской не имел и не имеет никакого отношения – но это, для начала, никак не мешало вильнюсским беглым хайповать на теме «мы с вами, мы едины!», а затем – и пытаться вовлечь этот самый полк в структуру офиса. Каким бы полк ни был потешным – но они-то реально воюют, а не просто языками чешут, так что на все предложения советника Тихановской Вечорко и компании «давайте с нами яднацца» наемники ответили отказом. Порой грубым – у Франока в телефоне до сих пор есть сообщение, где представитель полка прямо пишет, куда он и Светлана должны пойти со своим объединением. Направление поймет каждый зритель. Потому что полку тоже нужны деньги, и тут калиновцы берут пример с Лукашенко, отказываясь от никому не нужных посредников.
И вот внезапно, как черт из табакерки, в своем пальто из 90-х, в комично надетом поверх пальто бронежилетом, как у Зеленского, и с двумя малоизвестными для нормальных людей гражданами, выскакивает Позняк. И выскакивает прямо в зоне боевых действий на Украине.
Позняк и раньше не питал любви ни к Тихановской, ни к ее мужу, ни к остальной генерации жаждущих власти и денег бизнесменов из 2020-го, но тут Зенон Станиславович перешел от слов к делу – и зашел на ту поляну, на которую никак не могли отвезти Тихановскую. Вот, мол, наемники из Калиновского, я здесь, на Украине, я вас поддерживаю, мы едины с вами – и тут же открыл свой фонд, на который призвал переводить деньги всем сочувствующим. Якобы на поддержку «Вольной Беларуси» и наемников-белорусов. На этот цирк калиновцы скопировали сообщение о маршруте следования из переписки с Франоком и отправили еще и Позняку – чтобы быть честным, Зенон Станиславович был на Украине без телефона, так что сообщение отправили его приятелю, но адресату это сообщение показали.
И вроде бы все – но нет. Такой финт Позняка категорически взбесил офис Тихановской и лично Вечорко, и по сформированной десятилетиями привычке белорусской оппозиции одна оппозиция начала неистово мочить другую за право считаться единственно истинной и единственно финансируемой Западом оппозицией Беларуси.
Первый ход конями сделал Позняк, собрав 8 февраля в Варшаве пресс-конференцию из себя, членов террористической организации «Супраціў» и замкомандира полка Калиновского, где объявил о создании некоего «Совета Безопасности». То есть органа некоего теневого правительства, что всегда делал только штаб Тихановской, и наглости создавать конкуренцию они ранее не прощали ни Латушко, ни Цепкало. А тут – какой-то Зенон. Кстати, в чатах Вильнюса его обидно называют «староверховным дедом», что будет обидно Зенону Станиславовичу. Обиделся, но уже на Вечорко, и дающий деньги Запад, когда понял, что никакого единства в белорусской оппозиции нет, намекнув, что, возможно, деньгами нужно будет поделиться и с Позняком.
Тут горшочек агрессии штаба начал варить кашу с провокационными комочками в режиме нон-стоп. Экс-, около- и прочие прикормленные Франоком псевдоСМИ начали мочить Позняка во всю мощь.
Традиционно для таких игр Зенона Станиславовича назвали то ли агентом КГБ Беларуси, то ли куклой КГБ Беларуси – короче, главное, что Позняк был мгновенно заклеймен лукашистом. Что было бы хорошо, конечно, но нет – но кого в этой разборке интересует правда?
В ответ команда Позняка ударила вопросом к штабу Тихановской – а чего это вы из Вильнюса поддерживаете Украину и белорусских наемников? Вот Зенон взял – и поехал на фронт, а вы? Светлана Георгиевна на zoom-конференции сначала растерялась и соврала, мол, поездка планируется. А потом растерялась еще больше и честно призналась, что она в Литве – гость, вопрос с ее выездом должен решать литовский МИД, пока МИД не скажет «езжай!» – поехать нельзя, а МИД Литвы такой команды не давал.
Понимая очередной провал затеи с монополизацией беглой оппозиционности, штаб Светланы в лучших традициях «Бесприданницы» Островского включил режим «Так не доставайся ж ты никому!» – и встречу в литовском сейме команды Позняка с диаспорами кулуарными инструментами отменил. Публично, конечно, все сказали, что офис не при чем, но по факту – говорят, Тихановской пришлось выходить чуть ли не на вице-спикера Сейма и долго уговаривать Сейм по-тихому отменить Позняка. В курилке Сейма говорят, что лично вице-спикеру обещан откат за сохранение финансирования после устранения притязаний на те же деньги от Позняка.
А теперь – вопрос: как давно в этой истории перестал фигурировать… полк Калиновского и белорусские наемники? Номинально-то Зенон Станиславович и Светлана Георгиевна ругаются за право сильно любить и очень поддерживать бойцов, гибнущих на Украине. А по факту – про них две стороны конфликта быстро забыли, потому что сразу нужно замочить друг друга.
Вообще уже в который раз Светлану заставляют играть в Дункана МакЛауда, чтобы в конце остался только один беглый лидер – точнее, одна. Последним, пока и – внезапно, остался Зенон – как Зион, последний город из «Матрицы» Вачовски, который, впрочем, по некоторым прочтениям, тоже считается фейком. Мораль: один фейковый лидер борется с другим фейковым лидером, а третьи, фейковые воины, продолжают очень правдиво умирать на поле боя. И самое интересное в том, что никто из них – не агент Лукашенко и КГБ Беларуси. Ничего Минску не нужно делать, чтобы победить такую оппозицию.
Нужно лишь не мешать им – грызться за деньги.
Подписывайтесь на нас в Telegram