Будет дополнено. Контролеры смогут войти в транспорт между остановками: платить или не платить?

Будет дополнено. Контролеры смогут войти в транспорт между остановками: платить или не платить?

Платить или не платить за проезд? И стоят ли сэкономленные 60 копеек стресса, который испытывает безбилетник, глядя в окно – не маячит ли  на горизонте контролер. А ведь сейчас даже самых стремительных «зайцев», реакция уже не спасет.

На днях «Минсктранс» разрешил контролерам тормозить общественный транспорт между остановками для проверки оплаты проезда. Нововведение вызвало много критики и возмущения  у пассажиров. Многие начали штудировать законы, нормативные акты, и даже  правила дорожного движения, сетуя на несправедливость. Но мало кто при этом задается вопросом, а пользоваться услугами или брать товар бесплатно, разве это справедливо? 


«Зайцев» тормознут. Остановка не по требованию. Убегать некуда.  Интернет пестрит заголовками, пользователи бурно обсуждают новый метод борьбы Минсктранса с безбилетниками. Теперь контролёры останавливают автобус до того, как он доедет до остановки, и проверяют билеты уже в пути.

Специальный диск, жест водителю, контролёры в салоне. Первые эксперименты показали, что подобная операция занимает около минуты. С оговоркой – такие проверки идут пока в светлое время суток. В час пик это будет сделать сложнее. Особенно  в спальных районах, где крайние полосы заставлены машинами, а автобусы и так собирают за собой целые колонны. В Минсктрансе обещают не создавать пробок и аварийных ситуаций и ссылаются на практику коллег из Бреста, где уже год контролёры тормозят автобусы. Но зачем вообще это нужно делать, когда транспорт в пути?

То есть суть в том, чтобы условный «заяц» не смог сказать «я только зашёл». Вопрос: кто мешает контролёрам войти на остановке в обычной одежде и уже во время движения между остановками заблокировать терминалы? Нет ни одного официального документа, в котором написано, что контролёр обязательно должен быть в униформе.  

Впрочем, оставим методы охоты на «зайцев» профессионалам, и посмотрим в корень проблемы. Количество пойманных безбилетников в Минске в разные годы сразу же вызывает недоумение.

В 2006-м – меньше 40 тысяч. В 2010-м – почти 160 тысяч. Проходит четыре года и популяция столичных «зайцев» снижается до рекордно низкой отметки – около 25 тысяч. И вдруг в прошлом году очередной рецидив – 6-кратный рост.

В чём секрет? График работы контролёров – год через три? Разумеется, нет. Всё дело в размере штрафа. К 2010 году зарплаты белорусов подросли, и наказание за безбилетный проезд в 0,2 базовой величины было на этом фоне смехотворным. Даже если оштрафуют два раза в месяц, безбилетный проезд с лихвой окупится.

Потом штраф повысили в 2,5 раза. И многие одумались. Но с ростом зарплат риск лишиться 0,5 базовой величины перестал быть сдерживающим фактором. Плюс у контролёров появились видеокамеры, которые умерили прыть желающих отбиться и сбежать.

Не призываем снова увеличить штраф. Инициатива априори неблагодарнаяХотя штраф это не коммунальные услуги, и касается только нарушителей закона. Но приводим лишь сухие цифры и просим зрителей самих сделать выводы. Штраф за безбилетный проезд в белорусской столице – самый маленький в Европе. Даже в Украине он на доллар больше. В Москве – почти в 3 раза больше, чем у нас, в Вильнюсе – в 5 раз, в Варшаве – почти в 7 раз. В Риме – 50 евро, если рассчитаешься на месте, иначе вдвое больше. В Стокгольме штраф в 27 раз больше, чем в белорусской столице.

Предвидим реплику: у них и зарплаты больше. Не у всех. И уж точно не настолько. Хотя и билет на автобус в Минске дешевле, чем в других столицах.

Столько же только в Киеве. В остальных городах намного дороже. Но опять же разница в цене билета не идёт ни в какое сравнение с колоссальной  разницей в штрафах. При этом не стоит забывать, что наши билеты не окупают полностью проезд и разницу компенсируют из бюджета.

Отметаем и реплику о ментальности. Мол, у нас в крови проехать на халяву. В Риме, который ежегодно посещает 40 миллионов туристов с самой разной ментальностью в месяц контролёры задерживают около 2000 безбилетников. В Минске – 12 тысяч. Это те, кто нервно высматривает контролёров в толпе, чтобы успеть выскочить. Теперь убежать будет ещё сложнее. Так что, выбирая между платить или не платить, подумайте, стоят ли сэкономленные 60 копеек такого стресса.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Дмитрий Семченко
География:
Новости Минска