«Будет дополнено»: беглые пытаются сорвать сделки и работу «Гродно Азот» – в чем здесь смысл и получится ли

Новый выпуск программы

«Будет дополнено»: беглые пытаются сорвать сделки и работу «Гродно Азот» – в чем здесь смысл и получится ли

Коллективный Запад на распутье, что ему дальше делать с санкциями против Беларуси и России. Раньше их принимали в отношении предприятий и конкретных людей. Но расчет не оправдался. В США пошли дальше и ограничили поставки отдельных товаров, и в Евросоюзе задумываются об этом же. 


Правда, здесь есть нюансы. Ведь те же азотные удобрения, которые сейчас нужны фермерам, у местных стоят баснословно дорого. А у тех, кто предлагает и качество, и цену, вроде и купить нельзя. Или все-таки можно, как это делали в Литве? Анатолий Занкович разбирался в ситуации, выяснял, при чем здесь беглые, а еще съездил в Гродно и поговорил с заводчанами. И сейчас дополнит тему. 

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» – помните басню про Лебедя, Рака и Щуку? Сегодня о том, как на Западе снова попытались затеять борьбу с Беларусью. «Но воз и ныне там»

Вы же помните мораль басни? Она в том, что есть вещи, заложенные в людей природой, и с ними ничего нельзя поделать и изменить, как ни старайся. Вот в этой всей ситуации с санкциями – все так же. Сколько их ни вводи, сколько ни бери пакетов на кассе, каждый из них – с дырками. 

Тут Литва озаботилась тем, что через границу шел транспорт с карбамидом. Это удобрения. Вильнюс не устроило то, что удобрения были произведены на «Гродно Азоте». И это предприятие под санкциями Евросоюза. Оно – да, но не его продукция. И таковы созданные санкционные правила, которые действуют и в отношении российских компаний. А еще – в таможенных документах вообще нет упоминания про Гродно. Компания, которая, даже допустим, их произвела, ни к продажам, ни к перевозке отношения не имеет. Тогда в чем претензии? Опять у них там подгорает?  

Как заключаются контракты. Представьте, на завод обращаются покупатели с просьбой продать им карбамид. Менеджмент «Азота», разумеется, не отказывает, потому что это деньги. Тем более, в нынешних условиях. Но – не просто продает, а еще и проверяет контрагента. Мог бы этого не делать, купили и купили, но со своей стороны поступает добросовестно. И по закону. 

Алексей Стречень, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам предприятия «Гродно Азот»«У нас есть система внутреннего комплаенса. Всегда мы сначала исследуем клиента, мы понимаем, видим, какие риски могут быть. Чтобы не было такой ситуации, какая сложилась. Да, мы предлагаем вариант решения проблемы, вариант поставки. Зачастую в такие компании, как европейские потребители, он уже приходят со своим предложением, вариантом поставки, пути поставки и так далее. Транспорт, логистика – это уже его вопрос».

Это как ситуация в обычном магазине. Несовершеннолетнему не продадут сигареты, энергетик или алкоголь, потому что таков закон. 18+. И это – ответственность продавца. А вот если он купит безобидное удобрение, скажем, для рассады, то как и где им распорядится (на балконе, на даче, отдаст бабушке или поделится с соседом) – к нему и вопросы. И в этой ситуации как раз проблема соседа. Буквально вчера их министр иностранных дел заявил следующее: «Мы страна, которая граничит с двумя странами, находящимися под санкциями, – Беларусью и Россией. Очевидно, что так или иначе учреждения и частные лица хотят и могут искать способы обхода этих санкций». Думаете, это он про белорусские и российские компании? Нет. Про свои. 

Потому что чуть раньше литовская таможня провела обыски – внимание! – в трех литовских городах, в различных литовских компаниях. Которые подозреваются в «теневых» схемах по обходу санкций. Также задержаны двое лиц, подозреваемых в причастности. Тоже – литовские ребята. Тогда к нам какие вопросы? 

То есть вся, если можно так сказать, «вина» «Гродно Азота» только в том, что предприятие производит такую высококачественную продукцию, что граждане Евросоюза очень хотят ее купить. И самое интересное, что поток желающих оттуда, с Запада, не иссякает. 

Алексей Стречень, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам предприятия «Гродно Азот»: «Спрос есть, спрос большой. Притом те связи, которые были наработаны в предыдущие годы, их разорвать просто так нельзя. И те компании, которые привыкли работать с "Гродно Азот", они хотят это делать. Вопрос в том, что эти политические моменты мешают им работать открыто. И в большинстве случаев они сами приходят с каким-то вариантом решения проблемы. Той проблемы, который создал сам Евросоюз».   

Вообще, очень интересный сюжет. Политики ввели санкции, ок. И, казалось бы, расчистили дорогу для своих. Литовское предприятие по производству азотных удобрений «Ахема» (Achema), по сути, конкурент «Гродно Азота». Ну так вперед! Но вот уже полтора года этот завод периодически приостанавливает работу. Потому что газ дорогой. А почему он дорогой? Потому что этого, через санкции и отказы, добились европолитики. Круг замкнулся. 

А что «Гродно Азот», спросите вы. А он теперь продает на других рынках. Впервые поставили в Россию, причем напрямую крупным фермерским хозяйствам. Впервые зашли в Турцию, а еще карбамид поехал в Индию. Так что деньги есть и будут. 

Но как настроения на самом заводе? Как им вот такая позиция Литвы? Мы съездили в Гродно, где поговорили с заводчанами. Мастерская контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Спикер 1: «"Азот" славится качеством своей продукции, которая пользуется спросом во всем мире. И поэтому запрещать это определенным лицам, я считаю, не должно быть так. Тем более, надо задуматься все-таки о будущем». 

ОНТ: То есть раздражение? 

Спикер 2: «Раздражение. Во-первых, они не думают о нас, как мы будем жить, и как мы будем зарабатывать, и как наши дети будут жить. Они там свои дела что-то мутят, а про нас, получается, никто не думает». 

Здесь небольшое отступление. О «Гродно Азот» там постоянно думают. Те, кто раньше работал на заводе, мутил воду, а теперь с другой стороны границы продолжает это делать. Словно тот самый Табаки из «Маугли». То ли гиена, то ли шакал – и объедками питается, и подходы у него из фальши, трусости и угодничества. Мол, это «Азот» виноват в санкциях. 

ОНТ: Если бы вы с этими людьми увиделись воочию, что бы вы им сказали? 

Спикер 3: «Вы тоже работали на этом заводе! Так, а зачем вы плюете в ту руку, которая вас кормила? Так бы и сказал. Если вы хотите зарабатывать, зарабатывайте на другом чем-то. Но не на желтой прессе, не на высказываниях о том, кому ты руку жал, которая тебе зарплату давала, а сейчас ты уже переобулся и ведешь другую политическую войну. Просто деньги делают все». 

И те, кто попытается сейчас нас обвинить в том, что перед встречей людей проинструктировали или подобрали нужных, – знаете, вот не надо. Не было заученных формулировок. Заводская курилка. Слесари-ремонтники механической мастерской. 

Спикер 4: «Я думаю, вот эта политическая война, которая началась. Они всякими путями хотят просто-напросто добить Беларусь, добить Россию».

ОНТ: Что будет, если остановится «Гродно Азот»? Для вас и ваших семей? 

Спикер 4: «Как что? Работы у нас нету. У всех есть семьи». 

Спикеры вразнобой: «У всех есть семьи. Потерял работу, потерял все, получается. Каждый приходит на работу, чтобы заработать. У меня нет людей, которые принесут, скажут "на тебе деньги" и сиди, нигде не работай. Как это так?»

Спикер 5: «Да мне плевать, что у них там подгорает. Пускай хоть голову себе свернут и свое мнение пускай себе засунут в... одно место. Я знаю, что нужно для меня, моей семьи и моих коллег на работе».

Спикер 6: «Весь интерес в том, что если не будут этим заниматься, их выкинут за территории Литвы, той же Польши назад в Беларусь. Ну тут, понятно, они будут отвечать по закону за свои действия. Поэтому они боятся и делают это». 

Вот такое общение выдалось, по душам. После которого обычно говорят: «Ну что, поговорили, теперь пошли работать. Чтобы заработать». 

Но это совсем не конец истории. На этой неделе еще встретимся и дополним азотную тему. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анатолий Занкович
География:
Беларусь