Один из главных символов и способов сохранения единства народа во все времена – культурные традиции. И здесь невозможно переоценить силу народных промыслов, история которых передавалась из поколения в поколение и сегодня именно это наша общая неотъемлемая сила.
Особенно ценно, когда стародавние традиции с вдохновением продолжает молодежь. И сегодня в проекте «Хорошие люди» – удивительная история о трепетном отношении к малой родине, о пчелах и любви.
Когда мы слышим слово «бортничество» перед глазами всплывает учебник истории и что-то о том, чем занимались наши очень далекие предки. Для Ивана – это тоже могло быть так. Но малая Родина в полесской деревне еще в детстве очаровала тайнами заповедных лесов, силой и жизнью, которая идет по своим законам столетиями, но будто скрывает это от глаз большинства.
Иван Осипов, бортник: «Гэта такая хвароба лясная, бо калі ў лес заходзіш, што адразу адчуваеш не пах, а адчувеш, што тут адбываецца нейкі космас, што нейкія думкі лётаюць ад кожнага дрэва і яны пранізваюць не толькі тую прастору, але і самаго чалавека. Адчуваешь, што гэта жывое і гэта жывое яно паўсюль. І калі ты ходзіш па лесу, ты разумеешь, што гэта цэлы космас, які мае свае думкі, пачуцці і гэта як раз моцна ўплывае, як волны».
Сначала бортничество изучал по книгам, архивам национальной библиотеки и рассказам местных жителей своей деревни. Но когда понял, что это становится частью его жизни – стал ездить в экспедиции и учиться у семей, которые передают навыки общения с лесными пчелами из поколения в поколение.
Так чем же отличается бортник от пчеловода? И зачем подниматься на высоту в 6 метров, сначала долго готовить, а потом устанавливать колоду или ухаживать за натуральными гнездами, если мед давно легко купить практически в каждом магазине… И здесь действительно речь о чем-то большем, чем просто местах, намазанных медом.
Иван Осипов, бортник: «Няма мэты сабраць сто кілаграм, або 10 кілаграм, ёсць мэта захаваць пчол на наступны год, павялычыць іх зразумела, каб павялічылася іх колькасць, зразумела ён не можа ня думаць пра мёд, пра воск, але ўпершыню ён клапоціцца за саму пчалу. Бортник сучасны ён кажа – не забей пчалу, адзиную пчалу забiць – гэта ужо трагедыя некая вось сярод бортникаў адзiн прыехаў глядзець пчол сваiх пасля зiмы, а яны памерзлi и ён плача. Плача таму, што яму не толькi шкада, ён згубиў частку сабе самога, сваёй сям'i i гэта натуральнае, гэта не акторскае мастэрцтва, гэта тыя самыя пачуццi, якiя мае бортник».
Несколько лет Иван с большой командой экспертов из разных сфер кропотливо работали, чтобы внести древнюю традицию в список нематериального наследия человечества. 17 декабря 2020 года в ЮНЕСКО сказали – включено! И культура бортничества Беларуси и Польши навсегда попала в список уникальных традиций планеты. Только если в Польше бортничество восстанавливают, то в Беларуси оно существовало без перерыва. Благодаря таким людям, как Иван Осипов, традицию продолжают с XVI века.
Иван Осипов, бортник: «Гэта культурны феномен, які дазваляе чалавеку ўспрымаць сабе часткай прыроднага асяроддзя і ўвогуле зусім іншы ўзровень падымаць свой узровень. Чалавек становіцца больш адказны за свае наваколле і за сабе самаго. Як бы грамадскае наваколле. Калі чалавек і лес – гэта добра, акалі чалавек і чымсці займаецца – гэта становіцца ў тры разы лепей».
К слову, по профессии Иван экономист, занимается аналитикой, но душой, говорит, всегда вместе с родным белорусским лесом, удивительными пчелами и любимым делом, полным силы традиций нашего общего прошлого, настоящего и будущего.
Иван Осипов, бортник: «Бортнік разам з мёдам збірае воск і пасля гэтага вырабляе не проста свечкі. Свечка мае не толькі значэнне тылітарнае, якім мы карстаемся, гэта такой больш сакральны элемент, сакральны фрагмент,які звязвае нас сёняшніх з нашымі дзядамі праз гэта агенчык мы назіраем не только сёняшнее жыцце, але і тое, што было раней, тое, што будзе – гэта такі агенчык, які ёсць у кожнага ў сэрцы і ёсць у свячы».
Подписывайтесь на нас в Telegram